Комендант крепости

В судьбе Валерия ГУБАРЕНКО отразились почти все перипетии новейшей истории.
В судьбе Валерия ГУБАРЕНКО отразились почти все перипетии новейшей истории. Его отец, капитан Владимир Федорович Губаренко, в 1945–м вошел в Берлин освободителем, а сам он, генерал–майор Валерий Владимирович Губаренко, в 1991–м вывел из Германии дивизию, которой тогда командовал. Говорит, что ему было ничуть не легче, чем отцу, — в моральном плане их переживания несопоставимы. Сегодня Валерий Владимирович работает директором мемориального комплекса «Брестская крепость–герой». В эти дни у него нет ни минуты свободного времени — надо успеть завершить подготовку мемориала к торжествам по случаю 60–летия Победы. Уже 5 мая здесь состоится акция «Эшелоны Победы», на которую приглашены все оставшиеся в живых защитники Брестской крепости. Их сегодня в странах СНГ чуть больше ста человек. Каждому из них директор мемориала послал персональное приглашение.

1. Как бы вы сами представили себя читателям?

— Генерал–майор Губаренко, бывший начальник Брестского гарнизона, а нынче директор мемориального комплекса «Брестская крепость–герой». Мне нравится также, когда меня называют комендантом Брестской крепости.

2. О чем больше всего мечтали в детстве?

— Мое детство пришлось на послевоенные годы. Тогда вокруг все только и говорили про то, как бы построить дом, избу–читальню, магазин и т. д. И я загорелся этой темой, поэтому после школы поступил в строительный техникум.

3. В каких человеческих слабостях вы не можете себе отказать?

— Я человек публичный, к тому же генерал. Слабости, которые хоть как–то выходят за рамки приличия, офицерской чести, — это не для меня. А в остальном ничто человеческое мне не чуждо.

4. Чьим мнением дорожите больше всего в своей работе?

— Посетителей крепости. Особенно детей. Если у мальчишки от всего увиденного загорелись глаза, значит, я иду в верном направлении.

5. А кого в вас больше — военного или директора?

— Я — военный директор. Всю свою работу строю по военному образцу. Ибо считаю, что там, где есть воинская дисциплина, там порядок, там успех. Уже прошло 9 лет, как я стал директором, но до сих пор я не изменил выбранной тактике.

6. На что не жаль потратить миллион?

— Если речь идет о долларах, то я отдал бы миллион на увековечение памяти героев Великой Отечественной.

7. Интеллигентность. Что это такое в вашем понимании?

— Порядочное отношение к окружающим. Обязательность, честность. При этом не обязательно умение держать вилку в левой руке. В мое время у солдат вообще вилок не было, только ложки, но это были в большинстве своем интеллигентные люди.

8. Что вам легче — подняться в 6 утра или лечь в 4?

— В армии, как известно, подъем в 6 утра. Эта привычка осталась со мной до сих пор. Кто служил, тот знает, что стоит за выражением: через день на ремень. В лейтенантскую молодость спокойно выдерживал такой режим — через день ходил в наряд, а значит, спал по 4 часа в сутки. Теперь, увы, сплю по шесть часов каждую ночь.

9. Всегда ли вы говорите то, что думаете?

— В данный момент — да. Всем домочадцам, друзьям, товарищам по работе известна моя прямолинейность. Однако на жизненном пути попадаются–таки люди, которые вынуждают вспоминать Тютчева: «Молчи, скрывайся и таи и чувства, и мечты свои».

10. Оказало ли влияние на ваш характер созвездие, под которым вы родились?

— Я многие годы прожил по армейскому уставу. Там не отведено места гороскопам. Лишь теперь дети да внуки рассказали, что у меня, оказывается, не самый плохой знак — Козерог. Я прочитал гороскоп — все действительно сходится. Мне трудно, а я гребу. Только благодаря трудолюбию я дослужился до генерала. Да еще за плечами у меня был долг перед родителями. Отец и мать — ветераны войны, я не мог подвести их ни в чем.

11. Кого вы предпочитаете держать в доме — кошку или собаку?

— Когда служил, я не мог заводить дома животных, поскольку приходилось часто менять место службы. Животные, в отличие от человека, очень тяжело переносят перемену климата, часовых поясов да и просто не любят кататься по свету. Уже на пенсии завел собаку. Она была полноправным членом нашей семьи и умерла от старости, оставив в доме тепло своего доброго сердца, частичку души. Я не могу ей изменить, поэтому сегодня никого не держу.

12. От кого вы устаете больше всего?

— От пустозвонов. Придет такой, займет час времени, в результате выяснится, что он пришел ни с чем.

13. Есть ли в жизни вечная любовь?

— Да, конечно. Мужчина, окончательно разочаровавшийся в женщине, пробует полюбить еще раз.

14. Если вы любите путешествовать, то какому виду транспорта отдаете предпочтение?

— За время службы в армии я 17 раз менял домашний адрес. Тогда «путешествовал», как правило, в поездах. От всего этого осталось двоякое впечатление. По крайней мере, запали в душу слезы жены. Уж думал: выйду в отставку — с места не двинусь. Но, увы, дома не сидится. При первой возможности садимся с женой в автомобиль и едем как можно дальше от города.

15. Кто ваш самый близкий друг?

— Жена. И я здесь не оригинален. В семье военных другого не дано. Только самый близкий друг согласится паковать чемоданы, чтобы, к примеру, из Бреста переехать в казахскую степь. Гражданские говорят, что один переезд равен пожару, а я, как говорил выше, 17 раз заставлял жену менять место жительства.

16. Верите ли вы во внеземные цивилизации?

— Это из серии: свежо предание, но верится с трудом.

17. Ваш идеал женщины?

— Это моя супруга.

— Она всем управляет в семье генерала?

— Она царствует, но не управляет.

18. Как вы проводите свой отпуск?

— Кто–то из великих заметил, что здоровые люди — это больные, которые еще не знают об этом. Я мог бы достичь гораздо большего в военной карьере, если бы не подвело здоровье. Когда должен был идти на повышение, то есть когда я был уже почти на самом верху в нашей белорусской армии, оставалось пройти медкомиссию. Там я неожиданно узнал о себе много нового. И теперь все отпуска трачу на то, чтобы избавиться от болячек. Ежегодно езжу в Лепель, в военный санаторий. Но в этом году постараюсь съездить к матери на Урал. Ей уже 90 лет, она фронтовичка. За ней присматривает моя сестра.

19. Чего нельзя прощать даже лучшим друзьям?

— Не знаю. Меня никто из друзей не предавал. В армии — а у меня друзья только из армейской среды — выживают только честные люди, остальные сбегают. К тому же никто у нас «толстовством» не болел, правую щеку не подставлял, если ударят по левой. Нам был ближе Карел Чапек с его оптимизмом: «Все не так плохо: нас не продавали, нас выдали даром».

20. Что такое, по–вашему, лень, а что — душевный покой?

— Лень — это бессовестное отношение к своему делу. А душевный покой может почувствовать лишь тот, у кого хорошо дома и на работе.

21. Есть ли у вас огород или дачный участок, и какие овощи и фрукты нравится выращивать?

— Есть семь соток за городом. Это место битвы за урожай, в которой мы с женой находимся по разные стороны баррикады. Я хочу, чтобы там рос сад, а жена грезит о ранних огурцах. Между тем под яблонями огурцы не растут. Короче, это болезненная тема, давайте ее обойдем.

22. Будь вы главой государства, что бы вы сделали в первую очередь?

— Я бы списал программу у нынешнего Главы государства и довел бы ее до конца.

23. А врагов вы себе успели на
жить?

— В армии у меня, кажется, не было врагов. По крайней мере, откровенных. А теперь появились. Многим чиновникам не нравится, с каким рвением я выбиваю деньги на реконструкцию мемориального комплекса «Брестская крепость–герой».

24. Кем бы вы стали, появись возможность начать все сначала?

— Такой вопрос для меня страшен: а вдруг в новой жизни мне не привелось бы работать в Брестской крепости. Я — комендант крепости! Мои родители даже не могли подумать, что их сын так близко прикоснется к этой святыне. Как персональное обращение ко мне, я воспринимаю сегодня слова Константина Симонова: «Говоря слово «Брест», мы в памяти держим слово «Берлин». Мы думаем не только о том, как горстка героев защищала Брест, но и о том, как через четыре года дошли до Берлина и освободили пол–Европы от фашистов».

25. А что для вас День Победы?

— Для меня нет ничего ближе, роднее, чем этот святой праздник. Я счастливый человек уже потому, что родился в стране, чей народ выстоял и победил в самой страшной войне в истории человечества. Для меня Великая Отечественная близка и понятна и в личном плане. Как я уже говорил, мой отец, Владимир Федорович, прошел всю войну. Начинал с боев на Халхин–Голе, закончил — в Берлине. Был тяжело ранен. Мать тоже воевала. Я воспитывался на примере родителей. Отдав армии 30 лет, я все эти годы стремился научить солдат любить свою Родину так, как ее любили солдаты Великой Отечественной.

26. Чего вам лично больше всего недостает сегодня?

— Из–за поздней весны мы на целый месяц позже запланированного срока приступили к реконструкции ряда объектов мемориального комплекса. А 9 Мая никто не перенесет. Вот почему у меня сегодня такое нервное состояние.

27. Как вы относитесь к наблюдению А.П.Чехова, что на свете нет ничего страшнее, чем провинциальная знаменитость?

— Если кто–то из столицы считает тебя верблюдом, плюй на него.

28. Помните ли вы свое детское прозвище?

— В военном училище меня прозвали Губарем. А в детстве прозвища не было.

29. Не рискнете предсказать, какие перемены ожидают нашу страну через год?

— Если мы не изменим сегодняшнему политическому и экономическому курсу, через год мы будем жить лучше.

30. Где вы чаще всего встречаетесь с друзьями?

— Дома. И только дома.

31. В какой стране вам хотелось бы побывать и почему?

— Хотелось бы увидеть, что сталось с военными городками, в которых я служил в Германии. Первый раз я там служил лейтенантом, второй раз — генерал–майором, командовал дивизией. Непонятная ностальгия мучает меня до сих пор. Я ведь последним ушел из городка, когда выводили войска из Германии. За спиной не оставалось ни одного солдата, а впереди — открытые двери КПП. Я их закрыл и улетел на самолете в Союз, сдавать дивизию командующему Приволжским военным округом генералу Макашову. Не дай Бог кому–нибудь это пережить.

32. Какие книги, по–вашему, надо прочесть всем?

— «Как закалялась сталь» Николая Островского и всего Эрнеста Хемингуэя. Эти книги учат, как преодолевать трудности.

33. У кого конкретно и что именно спросили бы в первую очередь, будь у вас такая возможность — пообщаться с самыми интересными личностями нашего времени?

— Я спросил бы у Виктора Ющенко, с чем он пришел к народу. У меня в Украине живет брат, так он не знает, с чем пришел к нему новый президент. А появись возможность задать вопрос Владимиру Путину, я поинтересовался бы, почему Россия заняла непонятную позицию на пути к Союзному государству.

34. Вы хорошо знаете свою родословную?

— Нет. Теперь, когда поеду к матери, попытаюсь выяснить родню хотя бы до третьего колена. Кстати, это беда моего поколения. Нам не говорили, что родня и родина — однокоренные слова.

35. Самый счастливый день в вашей жизни?

— А мне кажется, что счастье не им
еет сравнительной степени. Просто счастливых дней у меня было очень много. Больше, чем несчастливых.

36. Есть ли у вас любимое занятие, помимо основного рода деятельности?

— Я в душе садовник.

37. Что вы чувствуете в обществе молодых людей?

— Зачастую — неловкость. Многие юноши, как я замечаю, не то, что спортом не занимаются, — даже физзарядку не делают.

38. Как часто и по какому поводу вы бываете недовольны собой?

— Каждый день случается повод за что–то себя укорить. И неудивительно: даже Обломов не избежал недовольства собой, а тут столько дел.

39. Рок–музыка — это, по–вашему, надолго?

— Такую музыку нужно слушать не раз и не два. Но я больше одного раза не могу.

40. Ваше любимое блюдо?

— Обидный вопрос для военного человека. Что дают, то и ем.

— Футбольная команда?

— Не интересуюсь.

— Танец?

— Вальс.

— Музыкальное произведение?

— Песня «День Победы».

— Запах?

— Запах роз.

— Цвет?

— Красный.

— Погода?

— Всякая погода благодать.

— Время года?

— Осень.

— Цветы?

— Розы.

— Наряд?

— Генеральский мундир.

— Праздник?

— День Победы.

41. Можете назвать то место на земле, которое вам всего милее?

— Брестская крепость.

42. Часто ли вам приходится одалживать у кого–то деньги?

— Ну что вы: у меня генеральская пенсия плюс директорский оклад, а запросы невелики.

43. Каково ваше отношение к конкурсам красоты?

— Ничего в этом плохого нет. Если, конечно, помнить, что о вкусах и цветах не спорят.

44. Верите ли вы в изречение: «Все, что ни делается, к лучшему»?

— Нет, не верю. Плохие дела к лучшему привести не могут.

45. Как вы заботитесь о собственном здоровье?

— Не курю, постоянно делаю физзарядку, ежегодно стараюсь бывать в санатории.

46. Летаете ли вы во сне?

— Увы, уже давно не летаю. Обидно, понимаешь...

47. Когда у вас плохое настроение, вы что делаете?

— Стараюсь все бросить и уехать в лес. А если это случится на работе, терплю.

48. Вы часто пишете письма?

— Да. У меня по работе очень большая переписка. Я не оставляю без ответа ни одного письма ветерана.

49. Верите ли вы в лучшее будущее наших детей?

— А зачем тогда жить в этой стране?

50. Вопрос, который вы хотели бы задать себе сами? И ваш ответ...

— Меня постоянно мучает вопрос, правильно ли я все делаю на своей должности. Мне важно знать мнение ветеранов войны и моих армейских друзей, которых судьба разбросала по всем уголкам бывшего СССР. Они звонят буквально каждый день и пока что меня хвалят. К примеру, только что звонил Святослав Байдаков, бывший замполит, белорус. Теперь занимается цветочным бизнесом в Москве. Пять лет назад он привез в крепость целую фуру тюльпанов. Цветы растут до сих пор. Значит забвение героям не грозит.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter