“Двигатель только ломом остановишь”. Как белорусская техника справляется с уборкой

Комбайны ломают стереотипы

Во время селекторного совещания Президент поручил постоянно докладывать о случаях выхода из строя гарантийной техники на полях. Ведь новые машины — все нашего производства. Нельзя допустить, чтобы они подрывали авторитет страны. А если техника и ломается, то дилерские центры обязаны в кратчайшие сроки устранять поломку. На то, как ведут себя новички на полях во время жатвы, решили посмотреть и корреспонденты «Р».

фото сергея лозюка

Если за техникой смотреть — она будет работать. С такими словами механизатор Виктор Воронович лихо спускается с комбайна. На своем КЗС-GS-12 он намолотил уже более тысячи тонн. По его словам, двигатель просто неубиваемый, любые нагрузки  выдерживает. Его разве что ломом остановишь.

Свое и чужое

Раньше были определенные проблемы, но GS-12 — модель полностью доработанная. На John Deere, Claas или другой люксовый бренд свой агрегат производства ОАО «Гомсельмаш» поменять не готов.

Виктор Воронович соглашается: электроники в импортных машинах побольше. Вроде бы и работать на ней намного легче: нажал кнопку — умное устройство сделает всю работу за тебя. Но это для новичков: комбайнеру с мало-мальски приличным опытом вполне достаточно информации, которую гомельский комбайн показывает на своем электронном табло.

— Ведь все видно, и сразу понимаешь, что надо делать: обороты увеличить, заслонку больше приоткрыть, — пожимает плечами Виктор Воронович.

На базе не только чинят, но и восстанавливают технику.

А вот если сложная импортная электроника сломается… История починки непростая и неопределенная по времени.

— Он про свой комбайн может до бесконечности рассказывать, — улыбается директор ОАО «Зазерка» Андрей Папельский.

В некоторой степени Воронович — легенда в округе. Наизусть знает всю инструкцию по эксплуатации. За техникой смотрит, как за дорогой игрушкой. Такому и инженер не нужен: почти все знает про своего любимца.

— Попробуй ему запчастей не дать — самого на запчасти разберет, — шутит Андрей Папельский.

— Техника правильное обслуживание любит, — парирует Виктор Воронович. — С утра не посмотришь, не проверишь — к обеду будешь стоять.

Правда, долго прохлаждаться не получается даже у нерадивых работников. По крайней мере, на гомельской технике. Дилер «Гомсельмаша» — ОАО «Минскоблагроснаб» тут же высылает ремонтную бригаду и устраняет почти любую поломку в течение суток. Ремонтники импортной техники такой скоростью сервиса похвастаться не могут. Многие работают только по предоплате. К тому же запас запчастей маловат, а везти из-за границы, растаможивать — история может растянуться недели на две. Более-менее серьезная поломка — считай, что комбайн выбыл из уборочной кампании.

Производство некоторых запчастей, в том числе и для импортной техники, освоили в собственном цехе «Минскоблагроснаба».

Технику нужно готовить

База технического снабжения «Минскоблагроснаба» на полуденном солнце пылает открытым асфальтом. Только вдали под навесом стоят три кормоуборочных комбайна. Местные работники говорят, что к таким просторам на родной базе не привыкли. Поздней осенью или зимой из-за техники здесь протолкнуться негде. Все-таки обеспечивают ею они почти всю Минскую область. Это кажется, что у крестьян только две горячие поры: посевная и уборочная. Зимой в «Минскоблагроснабе» принимают у производителей новую технику, проводят предпродажную подготовку, обкатку, передают в хозяйства. А про лето и говорить не стоит.

Начальник базы материально-технического снабжения Николай Прохорчик сообщает: все комбайны к началу посевной отправили в хозяйства. Во время уборочной главная задача — обеспечить оперативный ремонт. И гарантийных комбайнов, и негарантийных. Давно расписан график дежурств — и механиков, и инженеров. Вся база находится, как говорится, в полной боевой готовности. Чтобы мгновенно решить любую проблему, на складе хранится запасных частей более чем на 200 тысяч рублей. По убеждению Николая Прохорчика, в обслуживании техники очень важны взаимоотношения с заводом. С гомельским производителем у дилера полное взаимопонимание. Если какой-то запчасти не оказалось на складе, звонок на завод — и необходимую деталь уже везут в Михановичи — штаб-квартиру базы.

В угоду оперативности способы доставки используются самые разнообразные. Технические центры даже заключили договор с пассажирским перевозчиком. Если запасная часть компактная — датчик, подшипник и так далее, три часа — и она уже у ремонтников. Отсюда весьма хорошая статистика: в этом году поломки устраняются менее чем за сутки.

Отремонтированная техника скоро вновь уйдет на поля.

Если же говорить о надежности белорусских комбайнов, то начальник отдела гарантийного и послегарантийного обслуживания техники ОАО «Минскоблагроснаб» Валентин Прохорчик уверен:

— Любая техника ломается. И наша делает это не чаще, чем импортная.

В последние годы «Гомсельмаш» серьезно доработал свои модели: количество отказов техники снизилось. А вот по ремонтопригодности наши комбайны заметно выигрывают у импортных.

Впрочем, нельзя не согласиться с мнением Валентина Прохорчика: за урожай не стоит бороться, его надо убирать. Ведь уборочная не приходит неожиданно: к ней надо готовить технику. Если в хозяйстве проводят вовремя техническое обслуживание комбайнов, правильно их хранят — проблемы случаются редко. И поломки, как правило, несерьезные. Да, в аграрных компаниях есть дефицит квалифицированных специалистов. Правда, он не такой катастрофический, как может показаться. У работников базы снабжения со многими механизаторами сложился отличный личный контакт. И сегодня новую, производительную и дорогую технику обычно в колхозах доверяют опытным комбайнерам. Тогда проблем меньше. Чаще поломки случаются у молодежи из-за недосмотра или нарушения правил эксплуатации.

Первый заместитель начальника управления технического и сервисного обслуживания продукции ОАО «Гомсельмаш» Роман Ананченко уверяет: к сожалению, немало отказов происходит из-за невыполнения требований инструкции по эксплуатации техники — такие случаи еще составляют весьма серьезный процент от всех поломок в гарантийный период. Хотя представитель завода признает: подготовка полей и уровень механизаторов в стране повышаются. Но не настолько быстро, как хотелось бы. В любом случае при поломке, случившейся по вине завода-изготовителя, обязательно проводится экспертиза, чтобы установить истинную причину выхода из строя детали. На заводе постоянно совершенствуют конструкции, чтобы до минимума сократить количество отказов. Но одно из серьезных преимуществ отечественных комбайнов — их ремонтопригодность: привести технику в порядок можно даже без слишком сложного и дорогого оборудования, буквально своими руками. Это очень серьезный фактор, особенно во время уборочной: простои КЗС сведены к минимуму.

Поэтому необходимо искать золотую середину, одновременно стремясь к совершенству.

volchkovvv@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter