Командная игра

Об экономии

Со знакомым инженером–строителем мы встретились в фойе здания, на первом этаже которого расположен могилевский корпункт «СБ». Поинтересовалась, какими судьбами строитель оказался в наших краях? В ответ услышала, что ему, прорабу, начальник поручил подыскать трех хороших каменщиков. Вот он и отправился в кадровое агентство.


Я было порекомендовала приятелю обратиться сначала в государственную службу занятости. Там соискателей на рабочее место подберут бесплатно, а в агентстве за ту же услугу придется выкладывать деньги. Собеседник рассмеялся: «Зачем экономить? Я же не из своего кармана плачу, а работодатель богатый».


С такими ситуациями приходится сталкиваться постоянно. Зачем экономить на междугородных телефонных разговорах, бумаге для факса, недоумевают офисные работники, если все это оплатит «добрый дядя»?! Рабочие «забывают» выключать свет в курилке, не особо бережно относятся к инструменту. Дескать, не свое — не жалко. Деньги предприятия, организации, фирмы, в которых работают, люди считать не привыкли.


Вернее, их считают, но «не по–доброму» как–то. «И что это наша хозяйка все на безденежье жалуется? — возмущенно говорила на весь салон одна работница частной парикмахерской другой. — Вчерашняя выручка в кассе — два миллиона, а ей все мало!» При этом девушка почему–то не учитывала, что из этой суммы только небольшой процент останется предпринимательнице, остальное уйдет на аренду помещения, зарплату мастерам, налоги и прочие платежи, на приобретение инструментов и парфюма.


Впрочем, поведение некоторых руководителей дает право их подчиненным рассуждать именно так. Сколько раз приходилось видеть сельхозпредприятия, дышащие на ладан, — кругом разруха и запустение. На мехдворе — не то запчасти, не то металлолом. Зарплаты у работников мизерные, здание конторы не ремонтировалось годами, что такое удобные душевые, давно забыто. Но вот подъезжает председатель СПК на новой иномарке, приглашает корреспондента в недавно отремонтированный кабинет. Усаживает в крутое кресло, а сам располагается за столом из массива, на котором красуется сверхдорогой компьютер. Ему бы о людях подумать, а он заботится лишь о собственном имидже.


Крайне редко у нас работодатели и подчиненные чувствуют себя одной командой, постоянно помнят, что делают общее дело, относятся друг к другу с подлинным уважением. Хотя фирменный стиль во многих компаниях существует давно. Увы, работники, к примеру, крупного магазина в одинаковых строгих костюмах, с одинаковыми галстуками и значками–логотипами на кармашках, как правило, разобщены. Каждый думает в первую очередь о собственных интересах. А зря. Работать в команде легче и интереснее. В группе сотрудников, ощущающих гордость за компанию, реже происходят конфликты. Там ценят каждого человека и, случись у кого–либо неприятность, не останутся в стороне, придут на помощь.


Когда я отдыхала в Хорватии, мы, туристы, питались в ресторане отеля. Во время завтраков, обедов, ужинов наплыв посетителей всегда был большим. Официанты, кухонные рабочие просто сбивались с ног в часы пик. И тогда владелец не ресторана даже, а всего отеля — представительный, в шикарном костюме — молча надевал передник и трудился вместе с подчиненными.


Ничего подобного в могилевских ресторанах я, увы, не видела. Иногда, если официантки не успевают обслужить пышный банкет, администратор, коллеги помочь еще могут. Директор, хозяин заведения — никогда. Не исключено, что и обругает бедняг за нерасторопность.


Авторитета работодателю такое поведение не добавляет. Он не уважает, не понимает своих подчиненных. Те, в свою очередь, хоть и изображают усиленно уважение, не жалуют и не хотят понимать начальство.


Между тем в городе постоянно проводятся семинары на тему «Как работать в команде». Причем многие излишне заносчивые менеджеры их охотно посещают. Только одно дело послушать лекции, поиграть в игры на практических занятиях и получить «корки». Совсем другое — применить полученные знания на практике.


А применять новые навыки все же необходимо. Ведь, если без утайки объяснить подчиненным, куда расходуются полученные предприятием деньги и что от экономии, бережливости будет напрямую зависеть в том числе и размер их зарплаты, думаю, люди поймут и начнут работать не только в собственных интересах, но и в интересах фирмы, на результат. Во всяком случае, имеет смысл пробовать находить взаимопонимание и становиться настоящей командой.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter