Что будет с мирным соглашением между правительством Колумбии и леворадикальной группировкой FARS?

Колумбия говорит нет

В воскресенье в Колумбии состоялся референдум, который должен был определить судьбу мирного соглашения, заключенного между правительством страны и леворадикальной группировкой FARC. Соглашение было торжественно подписано 26 сентября президентом Колумбии Хуаном Мануэлем Сантосом и лидером FARC Родриго Лондоньо Эчеверри («команданте Тимошенко»).


Мирное соглашение предусматривает разоружение повстанцев под гарантии безопасности, а также трансформацию FARC в политическую партию, которая должна принять участие в запланированных на 2018 год парламентских выборах. Также оговаривалась реинтеграция контролируемых FARC территорий Колумбии, при этом колумбийское правительство обещало радикально не ломать порядок, сложившийся в этих регионах под властью FARC.

Гражданская война в Колумбии шла более 50 лет, ее жертвами стали более 200 тысяч человек. В гражданское противостояние были втянуты левые (FARC) и правые (парамилитарес) радикалы, правительственные силы и наркомафия. Латинская Америка с ее плантациями коки давно стала одним из мировых производителей наркотиков. Однако гражданская война в Колумбии спровоцировала настоящий «кокаиновый бум». Наркомафия благоденствовала, поскольку доходы от наркоторговли, а также подконтрольные наркобаронам «частные армии» в своих целях пытались использовать все стороны конфликта.

Клубок противоречий, сложившийся за полвека, распутать очень непросто. Мирные переговоры шли четыре года, и, несмотря на оптимизм, демонстрируемый сторонами, было ясно, что реализация договоренностей столкнется с серьезными трудностями. Мирное соглашение было встречено с настороженностью многими участниками конфликта по обе стороны линии противостояния. Бойцы FARC опасаются, что гарантии безопасности для них после разоружения соблюдаться не будут и могут обернуться преследованиями и репрессиями. Со своей стороны, в Колумбии также немало противников мирного соглашения и политической легализации FARC. Наиболее влиятельный среди них — бывший президент Альваро Урибе, отец которого был убит боевиками FARC, а сам он пережил 18 покушений. В годы своего президентства (2002—2010) Урибе вел активную борьбу с левыми повстанцами и наркомафией. Жесткая политика Урибе в отношении FARC даже спровоцировала серьезный международный кризис, когда в 2008 г. силовые структуры Колумбии уничтожили одного из лидеров группировки на территории Эквадора. Сегодня Урибе и его сторонники полагают, что достигнутые договоренности излишне мягкие в отношении повстанцев и поэтому нуждаются в корректировке.

Столь неоднозначное отношение влиятельных игроков к достигнутым договоренностям не могло не сказаться на результатах референдума. В итоге с минимальным перевесом в 53 тыс. голосов победу одержали противники мирного договора.

Таким образом, мирный процесс в Колумбии осложняется и затягивается, и теперь главный вопрос, что будет дальше. Означают ли результаты референдума возобновление войны? Пока стороны демонстрируют желание продолжить мирный процесс и придерживаться перемирия. 

Вместе с тем перспективы мирного урегулирования вновь оказались неопределенными, и, как признал колумбийский президент Хуан Мануэль Сантос, плана Б на случай провала референдума у него нет. В условиях сохраняющейся милитаризации общества и взаимного недоверия это делает очередное скатывание страны к войне вполне вероятным сценарием. За десятилетия вооруженного противоборства война превратилась в образ жизни и доходный бизнес для многих. Остановить это колесо насилия не так-то просто.

shimoff@rambler.ru

Фото gazeta.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter