МОК готов оправдать 95 российских спортсменов, подозревавшихся в использовании допинга

Кольца на шею

Собравшиеся в Лиме участники очередной сессии Международного олимпийского комитета утвердили столицы Олимпийских игр 2024 года, однако новость эта едва ли не до своего появления оказалась в подвалах информационных сводок. Во-первых, она совсем не новость (о безальтернативном распределении грядущих Олимпиад между Парижем и Лос-Анджелесом было известно еще летом), а во-вторых, главной темой (при этом, что характерно, не внесенной в официальную повестку дня) в Перу стал российский допинг.

Появившаяся на днях в “Нью-Йорк таймс” статья также не случайна. В ней — переписка чиновников Всемирного антидопингового агентства, из которой можно сделать несколько небезынтересных выводов. Главный, который и взорвал накануне информационные ленты, об отсутствии доказательств применения допинга целым рядом упоминаемых в докладе Ричарда Макларена атлетов. Документ этот, напомним, в прошлом году обвинял Россию в существовании государственной системы использования допинга и стал шлагбаумом, не пустившим российских спортсменов на Олимпиаду в Рио. Теперь, как следует из письма гендиректора ВАДА Оливье Ниггли, как минимум 95 попавших под санкции атлетов оказались невиновными. Чиновник сообщает, что международные федерации по видам спорта, изучив все обстоятельства, сочли обвинения бездоказательными и намерены снять с атлетов подозрения. Скандал? Отчасти.

В глобальном смысле выводы Макларена публикация в “Нью-Йорк таймс” не отменяет. 95 спортсменов выглядят значительной цифрой лишь в том случае, если забыть, что общее количество попавших в сеть ВАДА россиян превышает тысячу человек. И потому 95 оправданных указывают лишь на то, что данные в ВАДА ставший информатором глава Московской антидопинговой лаборатории Григорий Родченков, вероятнее всего, передавал огулом, не имея возможности разбираться с каждым. Кто-то с тех пор сумел отбиться через суд и даже выступить на топ-соревнованиях в качестве нейтрального атлета. Кто-то закончил карьеру. Кто-то дождался нынешней реабилитации, которая может стать лишь началом гораздо более серьезных процессов в мировом спорте.

О недостаточной прочности доказательной базы доклада Ричарда Макларена, который основывался фактически на косвенных уликах (вроде царапин на пробирках) и показаниях с тех пор уже получившего убежище и должность главы лаборатории в США Григория Родченкова, говорилось едва ли не с момента публикации. Что не помешало оставить россиян вне игры. Нынешняя публикация, ставшая предметом жарких споров в Лиме, в очередной раз подтверждает шаткость позиций Ричарда Макларена. Но проблема в том, что сама по себе сессия МОК не может допустить Россию на Олимпиаду в Пхенчхан,

и потому с выводами пока лучше не торопиться. Вынесенное на газетные полосы письмо Оливье Ниггли адресатам должно было быть доставлено лишь 24 сентября, когда пройдет заседание исполкома ВАДА. На нем, как ожидается, будут представлены выводы двух независимых комиссий МОК, которые расследуют случаи использования допинга во время предыдущей зимней Олимпиады в Сочи. Эти выводы способны иметь для российского спорта как спасительные, так и катастрофические последствия. И потому многие эксперты опасаются, что публикация переписки за десять дней до исполкома также может заставить ВАДА принять еще более жесткие ответные меры в отношении российского спорта. К слову, сам Ниггли уже объяснил оправдание 95 атлетов тем, что “допинговая система в России была хорошо организована, а количество улик за прошедшие годы существенно сократилось”.

Однако в любом случае журналисты “Нью-Йорк таймс” доказали существование раскола внутри самой антидопинговой организации, в кулуарах которой, судя по всему, идет серьезная борьба как между внутренними группами чиновников, так и против ряда международных федераций. И результаты этого противостояния при любом исходе будут иметь серьезнейшие последствия для всего мирового спорта.

komashko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter