Уже завтра работы великих живописцев прошлых лет вернутся в Москву
Хранить свое сокровище дома, подальше от любопытных глаз, Александр Володчинский по–прежнему категорически отказывается. Его частная коллекция — одна из самых «гастролирующих», картины классиков русской и зарубежной живописи Александр Наумович предоставляет весьма охотно:
— Например, одна из работ Зинаиды Серебряковой из моего собрания совсем скоро будет на экспозиции в Третьяковской галерее, до этого там выставлялась моя картина кисти Павла Кузнецова. Считаю, что нельзя замыкаться и прятать искусство под подушкой, чтобы ночами рассматривать шедевры в одиночестве. Наоборот, мне чрезвычайно приятно, когда люди останавливаются у картины, долго и внимательно изучают все штрихи и детали. Вообще, очень люблю наблюдать за посетителями, общаться с гостями. Мне важно знать их мнение. Если людям нравится коллекция, считаю, что прожил эту жизнь не зря.
— Я уже задавался этим вопросом. Но сначала нужно решить вопросы с помещением, безопасностью... К сожалению, пока реализовать эту задумку у меня не получается.
Пожалуй, впервые за последние годы в Национальном художественном музее частного коллекционера встречали столь тепло. А как иначе, поднимает брови гендиректор НХМ Владимир Прокопцов, если инициатива — ценнейшая, а собрание — одно из лучших?
— Коллекция Александра Володчинского достойна уровня нашего музея, так же как и музей достоин стать выставочной площадкой для таких картин. В свое время Володчинский открыл в себе призвание собирателя живописи и посвятил ему часть жизни. Отыскать, разглядеть, поддержать и сохранить для потомков — это ведь тоже своего рода искусство.
Заведующий отделом русского и зарубежного искусства Национального художественного музея Алексей Хоряк называет выставку одним из самых ярких музейных проектов последнего времени:
— По сути, в пяти наших залах все это время размещалась своя маленькая Третьяковская галерея. Мы получили прекрасный опыт работы с частным лицом, поэтому хотели бы и дальше сотрудничать с российскими собирателями. Ведь в основе нашей коллекции русского искусства — те частные собрания, которые еще в 1960–х привозили на выставки из Москвы и Ленинграда. И страна их почти в полном составе приобретала. Но эта практика, увы, закончилась много лет назад.
Картину Михаила Кикоина «Урок музыки» Александр Володчинский приобрел специально для выставки в Минске
Инициативу привлечения к государственной выставочной деятельности частных собирателей произведений искусства поддерживает известный «космический» скульптор, народный художник Иван Миско:
— Володчинский делает большое дело. Могу только поприветствовать такие проекты, надеюсь, со временем их станет больше. Человек ищет, выкупает, собирает, а затем показывает искусство людям — это нужно ценить и всячески поддерживать. И пусть бы объявились еще один–два таких коллекционера... Но ценить, считаю, нужно не только искусство прошлого, а и современное. Я несколько лет вхожу в состав государственной экзаменационной комиссии в академии искусств. Почему коллекционеров не интересуют дипломные работы талантливых выпускников? За этими ребятами, поверьте, наше будущее. И все, что нам нужно — помочь им реализовать себя на начальном этапе...
Художник Виктор Альшевский называет выставку работ из собрания Александра Володчинского качественным примером бережного и трепетного отношения к сохранению нашего культурного наследия:
— Таких инициатив очень не хватает художественному миру. Так же как и людей, готовых вкладывать силы, энергию, деньги в сферу высокого изобразительного искусства. И я рад, что в последнее время не только частные лица, но и компании — Белгазпромбанк, «Зубр Капитал», — много лет формирующие свои корпоративные коллекции, стали показывать их миру и людям.
К слову, меценатство — еще одна грань личности коллекционера, о которой он сам, впрочем, предпочитает не рассказывать. В день открытия выставки в подарок родине и нашему музею Александр Наумович передал работу выдающегося белорусского пейзажиста Витольда Бялыницкого–Бирули:
— Надеюсь, она займет достойное место в коллекции НХМ. Это мое признание в любви к родине, месту, где жили предки и где родился я. Если получится и я найду работу еще одного художника конца XVIII — начала XIX веков (подробностей пока рассказывать не буду), также преподнесу ее в дар музею.
Кстати
Сегодня, в последний день минских «гастролей» своего художественного собрания, Александр Володчинский готов лично поработать экскурсоводом. В 15.00 Александр Наумович ждет гостей в выставочном зале первого этажа, где расскажет историю формирования своей коллекции, познакомит с творчеством художников, работы которых представлены на выставке, и ответит на все вопросы.
leonovich@sb.by
Советская Белоруссия № 24 (25159). Суббота, 4 февраля 2017