Колас под сердцем твоим

В программе форума "ТЕАРТ-2018" показали спектакль Брестского театра кукол "Новая зямля"

По традиции международный форум театрального искусства «ТЕАРТ», который, как всегда, бурно и шумно проходит сейчас в Минске, начался шоукейсом Belarus Open. На нем представлены самые заметные белорусские спектакли сезона. Одной из оригинальных постановок стала обойденная ранее нашим вниманием «Новая зямля» Брестского театра кукол. Постановщиком спектакля выступил лауреат Национальной театральной премии и российской «Золотой маски» главный режиссер театра Александр Янушкевич. Художником — его постоянный соавтор, тоже лауреат «Золотой маски», человек с лицом философа Татьяна Нерсисян. И, несмотря на то что спектакль поставлен как бы к прошедшему 135–летию со дня рождения классика Якуба Коласа, он, кажется, счастливо избежал всех недостатков проекта, подготовленного к юбилейной дате.

ФОТО ИГОРЯ ЧИЩЕни.

Бывает, юбилеи давят, не дают дышать, забивают легкие зыбучим песком традиции, связывают по рукам и ногам досточтимым пиететом к золоченому портрету в рамке. Тут же есть легкое дыхание профессионального актерского азарта, жесткость режиссерской формы, ирония и некоторая отстраненность от первоисточника. Чуткое ухо постановщика Янушкевича улавливает малейшую ноту дидактики в тексте Коласа и превращает ее в увлекательнейший аттракцион. Это цепкий современный взгляд и на литературную традицию, и на житье–бытье поколения наших дедов–прадедов. Николай Пинигин ставил «Сымона–музыку» всерьез, Валерий Анисенко также пытался привить большую романную форму Владимира Короткевича на небольшой сцене РТБД.
Брестская же «Новая зямля» поставлена без придыхания по отношению к классике, что часто бывает губительно для любого материала, и без каких–либо реверансов в сторону национального менталитета. Задействована тут вся труппа кукольного, и им есть где развернуться. Многие играют сразу по несколько ролей, оттого возникает стойкое ощущение, что поэму Коласа про поиски счастья и «лепшую долю» разыгрывает как минимум какой–то густонаселенный театр.

Ближе к финалу режиссер Александр Янушкевич выходит и вовсе на симфоническое звучание. Действие становится медитативным, деловито и споро решенная сцена смерти главного героя оказывает на зрителей почти шоковое действие. К завершению спектакль не теряет ни бодрости, ни ритма. Кому–то лихой монтаж сцен может показаться чересчур холодным и рациональным, мне же видится в этом зрелость человеческого взгляда и владение профессией.

У Александра Янушкевича получился крепкий жилистый спектакль, вполне поэтический, который если в чем–то и можно упрекнуть, так это лишь в отсутствии сантиментов. Калейдоскоп аттракционов, который предлагают тут Янушкевич и Нерсисян, каждый раз заставляет присвистнуть от восхищения. Тем самым «Новая зямля» еще раз красноречиво доказала, что белорусский кукольный театр у нас на два шага впереди театра драматического и по уровню задач, которые перед собой ставит, и по способу их решения, и по своим здоровым амбициям. Может, потому и востребованы наши изобретательные кукольные режиссеры Алексей Лелявский, Олег Жюгжда, Александр Янушкевич не только в Беларуси.

Напомним, что «ТЕАРТ–2018» продолжится до 16 октября, а завершающие форум постановки — бельгийская «Арктика» и французско–вьетнамский «Сайгон» — участвовали в программе Авиньонского фестиваля.

Добрый зритель в 9–м ряду.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...