Узнаем первые впечатления родителей, чьи дети перешли из частных школ в государственные

Когда уверен в завтрашнем дне

Все самое дорогое, значит, лучшее — детям: видимо, так рассуждали мамы и папы, отдавая ребенка в частную школу. Но не всегда обещания соответствовали действительности. Что вместо? Крохотные помещения для занятий, отсутствие учебников и даже отдельных предметов в расписании... На сегодня уже около двух тысяч детей, которые учились в частных школах, переведены в государственные. Ребята могут спокойно ходить на занятия, а родители облегченно выдохнуть. Им точно не сообщат, что двери школы закрыты, потому что учреждение не побеспокоилось о том, чтобы соответствовать требованиям законодательства.

Диана Жаркина.

И это бесплатно!

У восьмиклассника Тимофея Башаркевича волнительное утро: первый день в минской гимназии № 29 после нескольких лет в частной школе. За плечами — рюкзак с книгами, что непривычно. Бумажных учебников там, где он раньше учился, не было — занимались исключительно по планшетам. Идет урок. Парень с интересом рассматривает прибор, предназначенный для определения кислотности раствора. Педагог по химии Наталья Куракова не скрывает радости, когда у новичков загораются глаза при виде «внутренней начинки» профильных кабинетов. Ребята работают с серьезным оборудованием: спектрофотометром, аналитическими весами, электролизером… Это не просто помещение, нашпигованное техникой, а ресурсный центр, где можно подготовиться к научным проектам. И таких центров здесь семь, не без гордости заявляет директор гимназии № 29 Георгий Кушняров:

— Из частных учреждений к нам пришли 117 человек. В беседе с некоторыми выясняем подробности: у ребят не было уроков химии и физики, отсутствовали педагоги по этим дисциплинам. Дети лишь писали конспекты...
Для этих ребят в гимназии организуют поддерживающие занятия, чтобы быстро наверстать упущенное. Есть чем порадовать и способного ученика. Помимо привычных уроков, факультативов, в субботу традиционно собирается сообщество олимпиадников. Действует более 50 объединений по интересам на любой возраст: скорочтение, робототехника, кинорежиссура, иностранные языки, футбол… Для малышей — продленка, где вместе с учителем делают домашние задания. Многие родители, которые водили детей к частнику, признаются: не подозревали, что в госшколах созданы такие условия.

Мама Тимофея, заслуженная артистка Беларуси Юлия Головина, как раз отдавала сына в частную гимназию, «чтобы перед ним открылись широкие горизонты для развития»:


— Еще в конце прошлого года поинтересовалась, есть ли у учреждения паспорт готовности, госаккредитация. Меня успокоили: все нормально. Но когда пришли на занятия в сентябре, закрались сомнения: помещение до конца не было готово. Как могли получить документы? Снова обратилась к администрации…

Женщину заверили: волнуется по пустякам. Хотя документы действительно отсутствовали. В будущем Тимофей не смог бы получить аттестат об образовании. А школа скрывала этот факт от родителей, заключая с семьями договоры.

— Задача частного бизнеса — приносить прибыль, — убежден Георгий Кушняров. — Учреждению надо создать ауру, шоу, чтобы люди были заинтересованы платить деньги.  
Мы наблюдаем агрессивную рекламу, нам рассказывают об «уникальных» педагогических технологиях, о которых никто не слышал. Не спорю, часто у таких школ хороший педагогический состав. Хотя не могу не заметить: эти учителя пришли из госсистемы! Именно она взрастила их как профессионалов.
Учитель химии Наталья Куракова и восьмиклассник Тимофей Башаркевич.

С теплом и заботой

У Дианы Жаркиной уже пятый день учебы в гимназии № 29, до этого сменила несколько частных школ. Девочка заметно волнуется, но признается: педагоги и одноклассники понравились. Ее новый классный руководитель Юлия Любинская помогает влиться в коллектив:

— Каждого ученика у нас с порога встречает психолог, ведь мы понимаем, что сейчас дети переживают стресс.

О том, что государственные школы с теплом и заботой приняли новых учеников, говорят даже те, кто настороженно воспринял новость о приостановлении деятельности частников. Мария Маерова, мама четвероклассника Филиппа, который будет посещать столичную школу № 101, впечатлена:

— В моем окружении много семей, чьи дети раньше ходили в частные учреждения. Ни от кого не слышала, что ребенка в новой школе встретили плохо. Работает горячая линия, администрация отвечает на все вопросы. Хотя не скрою, для нас это непростой этап: предыдущую школу посещать было удобно из‑за расположения, нравились учителя, атмосфера.

11‑классник Святослав Седнев тоже перешел в СШ № 101. Его мама Юлия Сергеевна признается:
— Я поддерживаю закон о лицензировании, который отсеивал бы недобросовестные учреждения образования. Если в школе нет условий, нельзя подвергать опасности ребенка. Есть частники, которые все это гарантируют. Но школы‑однодневки подрывают их авторитет.
На данный момент деятельность большинства частных школ в стране приостановлена. Со дня на день должен появиться закон о лицензировании. Лицензия станет гарантом качества предоставляемых образовательных услуг. Все частные учреждения должны будут ее получить. Оговоримся: процесс небыстрый. Не исключено: те, кто преследует исключительно финансовые цели и не сможет соответствовать требованиям, уйдут из этой сферы.

azanovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter