В ближайшие годы в Беларуси будет минимальное число выпускников

Когда ученье не мученье

Как сработало главное новшество вступительной кампании в вузы?
Кто будет лечить, учить, кормить страну через пять-десять лет? Выпускников школ у нас в ближайшие четыре года будет мало, как никогда, - дает о себе знать демографическая "яма" 1990-х. Уже в эту вступительную кампанию желающих проверить свои знания на ЦТ было меньше, чем год назад, более чем на 10 тысяч. Встает резонный вопрос: как предотвратить дефицит кадров в будущем? Рецепт решения проблемы Минобразования дало еще в марте: целевая подготовка в новом формате. Раньше она была доступна только жителям сельской местности и малых городов и на определенный перечень специальностей. С этого года все ограничения сняты. Стать целевиком может любой, главное, чтобы выбранная профессия была нужна самому работодателю. Параллельно была увеличена доля абитуриентов-целевиков в общем приеме - от 40% на медицинские специальности до 60% на сельскохозяйственные. Как сработало главное новшество вступительной кампании в вузы?

Преимущества целевой подготовки на сайте БГМУ перечислены сразу. Проходной балл по этому конкурсу обычно ниже, чем по общему. Тот, кто не прошел на целевые места, может поступать на общих основаниях, что увеличивает шансы. Распределение предсказуемое — в ту организацию здравоохранения, с которой заключен договор. Профессия медика у нас остается одной из самых востребованных. Минздрав уже подсчитал, что в этом году конкурс на бюджетные места был в среднем 1,81 человека на место, целевой прием уступил лишь немного — 1,76. В итоге все места заполнены. Ректор БГМУ Анатолий Сикорский вообще не припомнит, чтобы они пустовали: «Целевой прием у нас всегда востребован». В этом году больше всего мест было выделено на лечебном факультете — 100 из 250, вторым шел педиатрический — 48 из 120. Чаще всего работодатели направляли абитуриентов из Минской и Брестской областей. И будущих медиков нисколько не пугает более длительная, чем после обычного обучения, обязательная отработка — пять лет. «А почему это должно смущать? — удивляется Анатолий Сикорский. — Если уроженец какого–то районного центра обратился в ЦРБ за направлением и твердо знает, что после будет там работать врачом? Это грамотное закрепление кадров, решение общей проблемы». Анализ вуза показал, что большинство поступающих, которые воспользовались правом на целевую подготовку, родом из той же местности, откуда давалось направление. Единицы живут в одном районе, а «путевку в будущее» взяли в другом. Вообще же, учитывая новые, более широкие возможности, вступительная кампания прошла тут более спокойно, чем в прошлые годы.

Недобор на педагогические специальности — как известно, хроническая беда последних лет. Нынешнее лето может переломить тенденцию. Например, план целевого приема в БГПУ им. М.Танка — 153 человека, зачислены уже 147. Тут не сомневаются, что без проблем закроют оставшиеся вакансии во время дополнительного набора. Работа идет в связке с районными управлениями образования, кандидатуры уже есть. Такой подход взаимовыгоден. Районы из числа своих учеников подбирают претендентов, направляют в вуз и через четыре года получают уже подготовленных специалистов. Заинтересованы и будущие студенты, которые изначально точно знают, каким будет их первое место работы. Например, Александра Игнатович из Борисова поступила на специальность «Белорусский язык и литература». О целевой подготовке узнала, учась в школе: специалисты отдела образования, спорта и туризма Борисовского райисполкома приходили и рассказывали старшеклассникам об этой форме обучения. Вот Александра и воспользовалась шансом, ведь все равно собирается вернуться и преподавать в родной школе № 2. Теперь у нее есть гарантия. Пять лет отработки? Это прекрасно вписывается в ее планы связать свою жизнь с педагогикой. Кстати, у многих целевиков в БГПУ были достаточно хорошие знания. На историю и обществоведческие дисциплины поступали с 272 и 260, начальное образование — с 244, на белорусский язык и литературу — с 243 и 255 баллами.

А вот прием в вузы сельскохозяйственного профиля идет сложнее. Часть целевых мест перекочевала в дополнительный набор. Интересно, что в этой сфере направляющие организации готовы стимулировать «своего» студента на протяжении всего обучения. Прямо на сайтах Белорусского государственного аграрного технического университета и сельскохозяйственной академии в Горках размещены весьма заманчивые предложения для целевиков, правда, в основном от районов Могилевской области. Сельхозпредприятия согласны ежемесячно доплачивать к стипендии немалые суммы — кто 500 тысяч, а кто и от 4 до 8 базовых! Столько, например, обещает ЗАО «Амкодор–Шклов» будущему специалисту по техническому обеспечению процессов сельскохозяйственного производства. Кстати, именно эта специальность оказалась самой массовой в БГАТУ на допнаборе: на его начало были вакантны 53 бюджетных места, из них 30 целевых. Второй шла «Ремонтно–обслуживающее производство в сельском хозяйстве» — 26 и 22 соответственно. Официально набирать будут до 28 июля, но уже в первые дни случился ажиотаж и около 90% вакансий были закрыты.

Закрыть план приема — задача № 1 и в сельхозакадемии в Горках. И тоже на выручку пришел дополнительный набор. В отличие от будущих медиков и педагогов главные опасения при выборе целевой подготовки у абитуриентов связаны именно с пятилетней отработкой. Сотрудники вуза разъясняют преимущества не только им, но и взволнованным родителям. Разве должно настораживать заранее известное место работы, а часто и должность, зарплата, а также значительная доплата к стипендии? При таком подходе никогда, скажем, могилевчанина не распределят в Гомельскую область, откуда он все равно вернется в родные места, как только выйдет срок. Кроме того, сразу выбрав хозяйство, студенты могут проходить там практику, в итоге и на сельхозпредприятии узнают их в деле, и они вникнут в будущий фронт работы. Постепенно станут специалистами, которым не придется тратить время на адаптацию.

К сожалению, пока далеко не все предприятия считают нужным заранее заботиться о будущих кадрах, хотя уже очевидно, что тем, кто смотрит на перспективу и намерен развиваться, без этого не обойтись. Кадровый дефицит в сельском хозяйстве имеется. На распределении заявок от работодателя всегда больше, чем выпускников. Все хотят получить готового специалиста, но еще не готовы прислать мотивированного абитуриента. Между тем в сельхозакадемии в Горках уверены на все сто: агитировать школьников за ту или иную профессию должны не только и не столько учебные заведения, сколько сами работодатели. Причем приводить свои аргументы нужно не выпускникам, а уже семи–, восьмиклассникам.

Советская Белоруссия №139 (24522). Пятница 25 июля 2014 года
vasilishina@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter