Известно, что отношения строятся на доверии. Но почему так много тех, кто пытается спрятать за ним ложь, измену и предательство?

Когда третий лишний

ДАНО. Группа выпускников столичного вуза, решившая отметить получение диплома так, чтобы событие запомнилось надолго. Так и случилось. Вот только в памяти останутся не только улыбки и лица друзей‑сокурсников, но и недоумение, растерянность и раздражение. Все началось в сентябре 2018 года, когда прямо в стенах альма‑матер на пятикурсников одной группы вышел индивидуальный предприниматель Г. и предложил услуги по организации выпускного вечера в популярном ресторане. Желающие нашлись. По договору 8 человек должны были в четыре этапа в течение 9 месяцев внести по 240 рублей. Торжество планировалось на 28 июня 2019 года. Студенты с головой ушли в дипломные проекты, вспоминая о выпускном лишь изредка, в моменты очередных траншей. За две недели до мероприятия одна из студенток совершенно случайно узнала о том, что в условленном ресторане знать не знали о том, что 28 июня у них будет выпускной.


АНАЛИЗ. К сожалению, наш предприниматель действовал по принципу «Если основательно втереться в доверие, то злоупотреблять можно долго и не спеша». Вероника Н., волею судьбы попавшая в эту историю, признается: «Мы же без пяти минут с высшим образованием, почему же вели себя словно дети?! Деньги исправно и регулярно приво­зили в офис предпринимателя и просто отдавали их какой‑то сотруднице. Она карандашом помечала в договоре, что сдана очередная сумма, и мы уезжали. Когда вопрос о выпускном стал ребром, эта женщина на наших глазах просто порвала договор и сказала, что надо заключить новый. Мы пришли в шок: ресторана — нет, денег — нет, доказательств, что мы вообще что‑то платили, тоже нет! Сам предприниматель, еще совсем недавно любезный и услужливый, вообще перестал отвечать на звонки. Похоже, хорошее отношение к нам закончилось, как только мы отдали ему всю сумму». В этой истории трудно понять поведение бизнесмена. Да, у его клиентов на руках не было документов, подтверждающих факт оплаты, но имелся второй экземпляр договора с прописанными условиями. Неужели он рассчитывал, что клиенты безропотно согласятся с потерей денег? Понимал ли он, что в цепочке выпускники — ресторан он был не только лишним звеном, но и самым слабым? Ведь сегодня даже если ты сам не обладаешь юридическими знаниями, то вокруг много организаций по защите прав потребителей, где быстро и недорого вооружат необходимыми знаниями и навыками. Кроме того, своим поведением он бросил тень на тех, кто добросовестно и успешно работает на рынке услуг по организации праздников. Эта история заставит многих задуматься: а нужен ли вообще посредник? Может, надо было напрямую договориться с администрацией ресторана? А так студенты, по сути, переложили на совершенно чужого человека свою ответственность. Жаль, что не многие из нас видят, что она при этом всегда лежит на нас. Причины неудач нужно искать не во внешних обстоятельствах, а во внутренних. Это я не справился, это я чрезмерно наивен, это я не сделал достаточно, это я вел себя неправильно. Причины неудач всегда надо искать в себе, а не в ком‑то другом!

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ. Верно кто‑то заметил, что на своих ошибках учатся, а на чужих — наживаются. Попробуем с помощью заместителя председателя правления ОО «Городское общество защиты потребителей» Дарины Гулюты чему‑то научиться на ошибках выпускников:

«В договоре было предусмотрено, что заказчик обязуется окончательно согласовать программу мероприятия не позднее 1 мая 2019 года. Потребители должны были уже задуматься, когда исполнитель не предложил согласовать программу. Кроме того, был нарушен порядок приема наличных денежных средств. Никого не взволновал тот факт, что не выдали ни кассовых чеков, ни иных документов, подтверждающих факт оплаты. Ввиду того, что от исполнителя поступило сообщение о невозможности проведения мероприятия в согласованное время, потребители направили письменное требование организатору торжества вернуть деньги». К слову, выпускники обратились не только к юристам, но и для убедительности в налоговую инспекцию. Вот что рассказывает бывшая студентка, а ныне дипломированный специалист Вероника Н.: «После того как предприниматель понял, что дело принимает серьезный оборот, его поведение резко изменилось и он пошел нам навстречу. В итоге три человека отказались от мероприятия, и он вернул им деньги, а пятеро отправились в назначенный день в назначенный ресторан! Выпускной прошел замечательно, и все остались довольны. Впрочем, осадок остался. Мы своими руками создали тре­угольник, где один угол, простите за образный оборот, был тупым».

ВЫВОДЫ. В нашем мире действует энергия справедливости. Человеку нельзя сделать то, чего он не заслуживает. Герои нашей истории справедливо и закономерно стали ее участниками. И сегодня выпускники вуза должны думать не о том, что недобросовестный предприниматель не оправдал их ожиданий, а о том, что они в этой жизни что‑то делают не так. Не на пустом месте они едва не стали жертвами обмана. Своими руками они создали все условия для того, чтобы быть обманутыми: там наивно доверились, там невнимательно читали, там понадеялись на авось… К счастью, все завершилось благополучно, но ведь шансы остаться и без торжества, и без денег были высоки. Очень высоки. И то, что предприниматель вовремя стал исправлять свои ошибки, замечательно. Но главное, чтобы из них он сделал правильные выводы. Не надо обижаться, что вчерашние студенты преподнесли взрослому человеку урок. Урок против жадности. Да, несколько болезненный, но надо его расценивать как лекарство, как наказ, а не как наказание. И помнить, что деньги, доставшиеся обманом, несут в себе разрушительную силу и очень опасны.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter