Когда стрижка станет модной, а фотоснимок – цифровым?

Комитет   государственного контроля   проверил   предприятия   бытового   обслуживания сельского населения   в   Гродненской   области

Комитет   государственного контроля   проверил   предприятия   бытового   обслуживания сельского населения   в   Гродненской   области

Если сегодня провести уличный опрос на тему  «Что такое служба быта», большинство ответов будут теми же, какими они могли быть десять или двадцать лет назад. Ремонт обуви, парикмахерские услуги, химчистка, продажа ритуальных принадлежностей… Вот  почти все, что приходит на ум. Люди постарше наверняка вспомнят еще индпошив одежды – швейные ателье, большие и маленькие, в советские времена работали в каждой более-менее населенной деревне, да пункты проката, где можно было за умеренную плату взять в пользование многие нужные вещи — от телевизора до обеденного сервиза. 

Специалисты же не без оснований скажут, что в те времена «бытовка» была вполне конкуренто-способной отраслью народного хозяйства. Тогда как сегодня даже простой обыватель может сделать собственный вывод, для которого достаточно заглянуть в одно из многих учреждений бытового обслуживания и оценить хотя бы его интерьер. И с выводом этим наверняка согласятся специалисты: сфера услуг  требует неотложного внимания и ускоренного развития, только так в ней можно наверстать отставание и вывести на уровень, соответствующий современному стилю жизни.

Правда и то, что шаги в этом направлении делаются. Во многих регионах уже созданы и успешно действуют учреждения бытового обслуживания нового формата, трудятся люди, имеющие прогрессивные взгляды на перечень и качество предоставляемых услуг. Однако это лишь начало формирования конкурентной, развитой системы бытового обслуживания. И для того, чтобы этот процесс шел в необходимом темпе, нужно решительно выявлять недостатки, не допускать злоупотреблений, стимулировать работников отрасли к активному поиску путей совершенствования. 

Именно по этой причине, выполняя поручение главы государства, Комитет государственного контроля обратил на бытовое обслуживание населения особенно пристальное внимание. В течение двух месяцев проверки прошли во многих районах Гродненской области. По их результатам в Гродно прошло выездное заседание коллегии КГК. 

Как показала проверка (а контролеры побывали в 11 районах), в «бытовке» еще немало «прорех». Комитет государственного контроля предъявил ряд обоснованных претензий к государственному учреждению «Гроднооблбыт». Здесь, сообщил председатель КГК Гродненской области Сергей Ровнейко, допускались корректировки доведенных некоторым предприятиям прогнозных показателей по темпам роста объемов платных услуг в сторону их снижения, в результате чего объем этих услуг не достиг предусмотренного Программой развития бытового обслуживания населения Республики Беларусь уровня.  Снизился удельный вес услуг, оказанных «Гроднооблбытом», в общем объеме оказанных в регионе бытовых услуг. 

Возникли вопросы и по поводу использования средств государственной поддержки (а в ее рамках предприятия «бытовки» Гродненщины за два последних года получили 8,1 миллиарда рублей). Одним из примеров необоснованного вложения денег стало решение директора учреждения «Гроднооблбыт» Владимира Спорика, который полученные от продажи здания одного из цехов средства вложил не в модернизацию производства, а в обустройство собственного рабочего кабинета. 

Проверка обнаружила и факты нерационального использования закупленного за счет бюджетных средств оборудования. К примеру, в Зельве приобретенный для оказания услуг сельчанам на приусадебных участках  мотоблок около года простоял на складе. По объяснению директора, не было желающих им воспользоваться. И это в сельском районе, где такие услуги нарасхват! Или в Кореличах, где за год не смогли найти специалиста, чтобы освоить новое цифровое оборудование и выполнять заказы населения. Но самый, пожалуй, яркий пример выявился в Свислочи. Здесь директор УКП бытового обслуживания попросту установил купленный для проката телевизор в собственном кабинете… 

И все-таки основной вывод, сделанный по итогам проверки, касается не отдельных нарушений (по ним, конечно же, принимаются самые строгие меры, вплоть до освобождения виновных от занимаемых должностей). Скорее, он звучит так: необходимо, не откладывая, заняться формированием эффективной системы оказания бытовых услуг населению, активно реализуя в этой отрасли политику социально ориентированного государства. При этом, как отметил Зенон Ломать,  активно внедрять современные виды услуг, востребованных людьми, не ограничиваясь перечнем предусмотренных социальными стандартами. Только так эта отрасль может превратиться в растущую, высокоразвитую и перспективную. 

Точка зрения Комитета госконтроля была выражена в докладе начальника Главного управления контроля потребительского рынка и сферы услуг КГК Владимира Каленика. Положение в сфере бытовых услуг в последние десять лет действительно складывалось непросто. Белбытсоюз, а именно эта структура управляла бытовым обслуживанием, будучи общественной организацией, не справилась с функциями руководства.  В сравнении с 1990 годом в 2000-м число ателье и мастерских сократилось на 30 процентов, а на селе и того более — на 40. 

Поэтому согласно распоряжению Президента Беларуси от  31 января 2000 года управление сферой обслуживания населения в республике было поручено вновь созданной структуре — Белорусскому государственному объединению организаций бытового обслуживания населения «Белбыт». 

В сентябре 2001-го ГО «Белбыт» вошло в подчинение Министерства торговли, при этом структурные подразделения системы бытового обслуживания в Минске и регионах, исключая Брестчину, были сохранены. 

Сегодня ситуация сложилась так, что функции управления и контроля за деятельностью предприятий бытового обслуживания четко не разграничены между органами госуправления, что порождает «параллелизм» в руководстве. Есть и еще один момент. Как считают в ГО «Белбыт», для выполнения возложенной на учреждение функции управления  деятельностью субъектов хозяйствования негосударственной формы собственности (а таких сегодня насчитывается 9660) пока недостаточно конкретных рычагов воздействия. 

Все эти  объяснения  государственные контролеры посчитали неубедительными. За последние два года государство вложило в госсектор этой отрасли около 44 миллиардов рублей и сейчас обоснованно требует отдачи. 

Реальные же причины видятся в том, что служба быта еще не научилась двигаться в ногу со временем, изучать изменения на рынке услуг, мобильно перестраиваться в соответствии с запросами людей. Поэтому даже вложенные в ее модернизацию средства не всегда используются с должной эффективностью. Новое оборудование и техника не находят применения, старое, давно пришедшее в негодность пылится на складах. 

Своевременность привлечения внимания к проблемам сферы бытового обслуживания отметил и принявший участие в работе коллегии начальник управления торговли главного управления международного сотрудничества и торговли аппарата Совета Министров Республики Беларусь Петр Шукель. Он подчеркнул, что обозначенные  на заседании проблемы в той или иной мере присущи всем регионам страны. 

Лилия НОВИЦКАЯ, «Р»

----------------------------

Доходная  лодка  разбилась  о  быт… 

В   Беларуси   доля   частных   предприятий,   работающих   в   нише   бытовых   услуг,   достигла   78  

На сферу услуг государство никогда не   возлагало особых надежд. Ведь услуги  на то и услуги, что прибыли особой не приносят, экспортным потенциалом не обладают да и предназначены только для одного — работать на благо граждан. Впрочем, время показало, что стрижка и ремонт обуви вполне могут быть рентабельными. Правда, осуществимо это при выполнении двух обязательных условий. Во-первых, диверсификации — существенном расширении спектра предлагаемых услуг, во-вторых, при обязательном шаге навстречу клиенту. Ведь у него специалисты сферы услуг обычно «забывают» спросить, чего же ему хочется на самом деле. 

В последние годы в Беларуси развитие отрасли бытовых услуг достаточно динамично. Правда, отнюдь не благодаря активной деятельности государственных комбинатов бытового обслуживания, а вследствие активизации малого бизнеса. На сегодняшний день из чуть более 13 тыс. цехов, ателье, мастерских, действующих на ниве бытовых услуг, около 4,6 тыс. принадлежит частникам, при этом в структуре доходов отрасли их доля превышает  78 %. 

«В целях совершенствования системы бытового обслуживания населения нужно детально  изучить спрос населения и, возможно, пересмотреть перечень бытовых услуг, которые предоставляются гражданам», — отмечает начальник Главного управления контроля потребительского рынка и сферы услуг Комитета государственного контроля Беларуси Владимир Каленик. По его мнению, частники оказались гораздо более гибкими и целеустремленными, нежели их государственные коллеги. Именно они безошибочно определяют самые «вкусные» сегменты и успешно снимают с них «сливки». Более того, частный сектор с большей готовностью осуществляет выездное обслуживание, в то время как КБО намертво привязаны к своим комплексным приемным пунктам. Сегодня государственные компании только пытаются «раскачаться», чтобы выйти за границы списка 11 обязательных, но хронически нерентабельных социально значимых услуг. В то же время государственной Программой развития бытового обслуживания на 2006—2010 годы предусмотрено, что каждый год должно внедряться не менее 10 новых видов услуг. Хуже всего ситуация обстоит на селе. Так и не нашли поддержки у специалистов наиболее востребованные услуги по ремонту и строительству жилья, обработке земельных участков, размолу зерна, ремонту печей, прокату сельскохозяйственного инвентаря. 

Александр БЕНЬКО, «Р» 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter