"Когда открываются новые перспективы, работа в радость"

Наступление нового 2006 года для коллектива Светлогорского ЦКК совпало со значимым событием — завершением крупного инвестиционного проекта по строительству второй очереди комбината и вводом в эксплуатацию мощностей целлюлозного завода.

Наступление нового 2006 года для коллектива Светлогорского ЦКК совпало со значимым событием — завершением крупного инвестиционного проекта по строительству второй очереди комбината и вводом в эксплуатацию мощностей целлюлозного завода. Президент Александр Лукашенко, посетив предприятие в 2003 году, поддержал устремление светлогорцев и руководства концерна «Беллесбумпром» развивать отечественное целлюлозное производство. Пуск и выход на проектную мощность оборудования второй очереди завода, по оценкам специалистов, обеспечит в 2006 году дополнительный прирост объемов производства до 17 процентов (10 тысяч тонн целлюлозы в год). Что в конечном счете позволит увеличить годовой выпуск основной продукции комбината – гофрокартона и гофротары до 190 миллионов квадратных метров и войти в десятку крупнейших производителей такой продукции на просторах СНГ. О сегодняшних делах и перспективах Светлогорского ЦКК – наш разговор с генеральным директором комбината Юрием Круком.

— Юрий Андреевич, несмотря на трудности 2005 года, вашему коллективу удалось сохранить хороший темп и обеспечить достойные годовые производственные показатели. Можно ли очертить некоторые составляющие успеха?

— Действительно, потрудились мы в прошедшем году неплохо. Перевыполнены основные прогнозные показатели по темпам роста объемов производства продукции в сопоставимых ценах, выпуску товаров народного потребления и, что для нашего в значительной мере экспортоориентированного предприятия немаловажно, росту валютных поступлений. Только за январь—декабрь предприятием получено чистой прибыли более трех миллиардов рублей при рентабельности производства 9,2 процента. Если говорить о структуре наших экспортных поставок, то сегодня она выглядит так: 30 процентов бумаги для гофрирования, гофрокартона и тары из него направляем потребителям Российской Федерации, около 12 – в Украину, в пределах 8 процентов составляет экспорт в республики Прибалтики и дальнее зарубежье. Бороться за место под солнцем, особенно за пределами страны, сегодня очень сложно. И тем не менее целенаправленная работа маркетинговой и других служб предприятия не остается безрезультатной. Приятно, что в прошедшем году нам не только удалось сохранить свои позиции на украинском рынке, но и почти в 2,5 раза увеличить поставки продукции в соседнюю страну. Но для того, чтобы притязательный украинский потребитель нас хорошо узнал и захотел сотрудничать, на протяжении двух последних лет мы принимали активное участие практически во всех крупных выставках в Украине. Только в 2005 году получили диплом по итогам выставки «Интерпак» в Одессе, не остались незамеченными со своей продукцией и на выставке «Укрпак», проходившей в Киеве. К слову, такую же активную маркетинговую политику проводим и в других зарубежных странах.

— Все ли гладко в ваших отношениях с партнерами из ближнего и дальнего зарубежья?

— Некоторые сложности и проблемы есть. К примеру, в отношениях с нашими партнерами-россиянами, а в России мы имеем около 40 поставщиков сырья и одновременно потребителей нашей продукции. Основные проблемы связаны с вопросами возврата сумм налога на добавленную стоимость. Некоторым нашим поставщикам макулатуры до сих пор не возвращены из российского бюджета суммы НДС в 3,5 и более миллионов российских рублей, это практически около 20 процентов денежного оборота предприятий-партнеров.

— А как складывается ситуация на внутреннем рынке?

— Благополучно. Сегодня с нашей упаковкой выходят к потребителю известные крупнейшие предприятия Беларуси, продукция которых является брендом не только в нашей стране: «Атлант», «Горизонт», «Витязь», «Полимир», «Савушкин продукт», «Санта Бремор», «Инкофуд» и другие. Белорусского потребителя привлекает достаточно высокое качество не только наших традиционных упаковочных изделий – ящиков из гофрокартона, но и относительно новой продукции – картона кашированного, бумаги для гофрирования, прокладочного амортизатора, фильтровального картона. Полагаю, именно фактор качества сыграл решающую роль в том, что нам удалось существенно потеснить давнего украинского поставщика упаковочных материалов для завода холодильников «Атлант» — Рубежанский картонно-тарный комбинат: сегодня до 80 процентов минских холодильников отправляется в торговлю в светлогорской упаковке. Тесно сотрудничаем с витебскими производителями телевизоров, сейчас разрабатываем для них качественно новый вид упаковки из кашированного картона с многоцветной печатью, выполняющей рекламную функцию.

— Создание нового целлюлозного комплекса, надо полагать, не конечная «станция» в стремлении коллектива ЦКК развивать производство?

— Из 15 миллионов долларов государственной поддержки, оказанной предприятию на создание целлюлозного производства согласно указу Президента, треть средств направлена на реализацию перспективного контракта, подписанного нами с итальянской фирмой «Акоста». Речь идет об организации на ЦКК выпуска принципиально нового вида продукции – изделий из древесины. Итальянское оборудование европейского класса, которое сейчас монтируется на комбинате, позволит нам дополнительно перерабатывать сырья до 250 тысяч кубических метров в год и получать из него около 107 тысяч кубометров доски, бруса, рейки. Германская фирма «Вайниг» готова дополнительно поставить нам станки для глубокой обработки древесины и получения высококачественных погонажных изделий, пользующихся огромным спросом как в республике, так и за ее пределами. Параллельно мы сможем использовать для варки целлюлозы до 80 тысяч кубометров щепы, что удешевит производимое сырье для изготовления бумаги и картона почти в полтора раза. Сейчас ведем активную заготовку древесных балансов, непосредственно же лесопилением займемся уже весной этого года. Когда открываются новые перспективы, работа – в радость.

— Сегодня в стране немало делается по повышению энергоэффективности производств, повсеместному снижению энергозатрат. Как в процессе переоснащения и расширения производства на комбинате решается эта важная задача?

— Производство на ЦКК достаточно энергоемкое: только потребность в электроэнергии составляет около 20 мегаватт в час. Неудивительно, что доля энергозатраты сегодня в себестоимости продукции и платежных отчислениях предприятия достигает 28 процентов. Следовательно, вопрос энергосбережения – один из главных для нас. Многое уже сделано: путем сжигания щелоков, древесных отходов и опилок, других мер мы добились выработки около 30 процентов от потребности собственного технологического пара. Следующая задача, которую стремимся осуществить совместно с «Белэнерго», — создать собственную мини-ТЭЦ. За счет инновационного фонда концерна уже приобретен турбогенератор российского производства мощностью

4 МВт. Строительство турбинного цеха намечено на текущий год. Эти меры не только позволят нам существенно снизить потребление пара от центральной ТЭЦ, но и получить собственную электроэнергию.

— Юрий Андреевич, коллектив комбината известен своими династиями, хорошими традициями и постоянным вниманием к человеку труда…

— Субаты, Торянские, Сицнеры, десятки представителей других трудовых династий на предприятии являются ядром многих добрых дел. Можете считать продолжателем одной из них и меня (улыбается): всю сознательную жизнь до выхода на пенсию здесь работал слесарем мой отец. После окончания Светлогорского училища химиков в 1985 году я пришел на ЦКК слесарем контрольно-измерительных приборов и автоматики. После армейской службы удалось поработать электромонтером, а уже имея диплом Белорусского коммерческого института управления, старшим мастером, главным инженером и директором картонно-бумажной фабрики. Полтора года назад мне доверили возглавить коллектив комбината. Управлять таким промышленным гигантом, признаюсь, непросто, поэтому в нужный момент всегда рассчитываю на помощь своих коллег, опытных организаторов и руководителей – главного инженера Михаила Торянского, начальника финансового отдела и председателя наблюдательного совета ОАО Анны Каштановой, заместителей генерального директора Валерия Романенко и Александра Сицнера, коммерческого директора Александра Дроздова… Даже в самые сложные, кризисные для многих заводов и фабрик отрасли годы наш коллектив сумел не только сохранить высокий уровень производства, но и не сдать позиции в проявлении заботы о тружениках предприятия. Комбинат сегодня имеет хороший социальный пакет. Только в 2005 году в построенных за собственные средства и за счет выделяемой предприятием беспроцентной ссуды новых квартирах справили новоселья 24 семьи. Среднемесячная зарплата работников составляет около 500 тысяч рублей. Считаю здоровым консерватизмом и то, что даже после известного упразднения комсомола у нас не только сохранилась, но и укрепилась молодежная организация — сегодня она насчитывает около 80 членов. Кстати, в спорте отдельные наши работники имеют очень высокие достижения. Примером может служить спортивная гордость комбината, чемпион мира по полиатлону, инструктор по спорту Сергей Харитонов. Ежегодно трехтысячный коллектив ЦКК торжественно принимает в свою семью молодых рабочих, проявляем заботу и о тех, кто отдал предприятию немало лет своей жизни. В коллективном договоре предусмотрели оказание ежемесячной денежной помощи 800 нашим ветеранам труда и пенсионерам, а также меры материальной поддержки молодым семьям при вступлении в брак и рождении ребенка. Мы прекрасно понимаем: время не стоит на месте, дети наших тружеников завтра сменят своих отцов и матерей в производственных цехах и будут вершить завтрашнюю судьбу комбината.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter