Когда карты станут козырными

В Беларуси буксует программа увеличения безналичных платежей

У Правительства и Нацбанка остался практически один год на то, чтобы выполнить план по увеличению безналичных платежей в национальном торговом обороте с нынешних 25 процентов до 50. В связи с этим вчера Cергей Дубков, заместитель Председателя Правления Нац­банка, презентовал несколько нововведений.

ФОТО  АЛЕКСАНДРА  КУЛЕВСКОГО, «СБ».

Подготовлены изменения в инструкцию о совершении операций с банковскими платежными карточками. С их принятием банки при оформлении карточки обязаны будут предлагать клиентам услугу sms-оповещения обо всех финансовых операциях. Причем платно. Зачем это нужно? Норма связана с принципом «нулевой ответственности» держателя пластиковой карточки. Если клиент отказывается от информирования о движении денег на карт–счете, то это фиксируется письменно и соответственно банк может скорректировать свою ответственность по фактам мошенничества.

— Все процедурные вопросы, определение, мошенничество было или нет, относятся к компетенции банка. А принцип «нулевой ответственности» и его качественное исполнение — это инструмент конкурентной борьбы, — так считает Сергей Дубков.

Кстати, с февраля количество обращений держателей карт–счетов по фактам мошенничества — менее 30. И в большинстве случаев банки возвращают средства. От клиентов Беларусбанка и Белагропромбанка, доминирующих на рынке, жалоб не поступало вообще. Но и им, полагаю, будет небезынтересно, что для подачи документов в банк о несанкционированном доступе к счету и рассмотрения заявлений установлены определенные сроки — 30, 45 и 90 (если мошенничество произошло за пределами страны) дней.

Фото Александра Ружечка, «СБ».

А вот выдача карт–чека больше не будет обязанностью кассира при безналичном расчете, но право у клиента его потребовать останется. Еще к 1 июля 2015 года объекты торговли Минска и областных центров должны оборудовать все кассы безналичными платежными терминалами. Это тоже часть государственного плана по росту виртуальных платежей. Расклад на сегодня — на 220 тысяч касс имеется 85 тысяч терминалов. Как успеют закупить и установить недостающие? Пока никто не торопится. А зря. «Переноса срока не будет», — констатировал Сергей Дубков. Нацбанк также беспокоит ситуация, что в большинстве кафе и ресторанов невозможно расплатиться карточкой. Не способствуют развитию безналичных операций и другие факты. Из 336 тысяч субъектов хозяйствования две трети выдают зарплату наличкой из кассы, граждане по старинке коммунальные услуги оплачивают, выстаивая очереди, а банки не снижают размер комиссионных по безналичным платежам. В общем, вагон и маленькая тележка проблем, решить которые помогут не только ограничительные и принудительные меры, но и бонусы, и скидки, которые уже активно практикуют банки и организации торговли и сервиса. «Белкарт» презентовал еще одну — мультибанковскую и мультибрэндовую «Моцную картку». Ее суть: получив зарплатную карточку пока только Белинвестбанка, можно пользоваться скидками в 17 предприятиях–участниках, многие из которых являются известными сетевыми брэндами.

aelita@sb.by

Фото Александра Кулевского и Александра Ружечка

Советская Белоруссия №220 (24601). Среда, 19 ноября 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
белорус
А почему никто не интересуется,как людям удобнее?
Или людей для этой команды не существует?Как дед с бабкой будут ковыряться с их новшеством, им по барабану?
Рядятся в тогу цивилизованной Европы,а большинство ( в этом плане ) ходят в андараках.
Людей надо к этому подготовить и научить,а потом вводить все новшества.
А у нас что,максимум ( не считая некоторой части молодых?! ) умеют пользоваться пластиковой платёжной картой.
Инфокиоски, недоступная крепость.
Света, 32
На Минском ж/д вокзале в половине заведений и магазинов невозможно до сих пор карточкой рассчитаться. И это ворота города, столицы! Что уж говорить о других?
Mirage
Статью надо было озаглавить так: как легко банкам избежать ответственности за сохранность денежных средств на карт-счетах клиентов. Очень просто: установить плату за СМС-оповещение 100 тысяч в месяц. Или миллион. Или пять миллионов в месяц. Что помешает - ограничений же не вводится? А раз клиент отказался - про ответственность забыть...
В.Никитин
Автор пишет, что "У Правительства и Нацбанка остался практически один год на то, чтобы выполнить план по увеличению безналичных платежей.." Это совсем короткий срок, а работы, я так полагаю, -еще очень много. Главная задача – дать почувствовать простым людям, что расчет «пластиком» удобнее и практичней нежели наличкой.
Минчанка
А организации торговли готовы к такой безналичной «революции»? Везде имеются исправные терминалы, инфокиоски и обученный персонал? Грустно наблюдать малосведущую девушку за кассой, которая толком и не знает, какой стороной карточка вставляется в аппарат…
Александр,Бобруйск
Вчера в магазине наблюдал потрясающую картину---продавщица берёт у клиента пластик Беларусбанка,проводит по терминалу раз,другой,третий,не берёт,тогда она заворачивает карточку в целлофановый мешочек и снова  проводит по терминалу---с третьей попытки операция успешно завершена!!!:D
Аленка
Дважды за неделю не смогла расплатиться картой - не работал терминал. Пришлось идти в банкомат, который располагался в  10 метрах от касс в гипермаркете. Какой безналичный расчет, ребята?! Одна очередь в кассу на 10 минут, а потом вторая на 20 в банкомат, из бедолаг с карточками. Вот и все сказано.
Андрей Бекиш
Может это и устарело, но я предпочитаю наличные деньги. Причины:
1. Мне так легче управлять доходами/расходами: я знаю сколько у меня денег условно говоря в тумбочке и сколько из них я могу себе позволить потратить на этой неделе.

2. Я не попадаю в ситуации, когда "оплата по карточке временно невозможна"

3. Я не позволяю банкам (а суть этих трепыханий именно в этом) БЕСПЛАТНО пользоваться своими деньгами. Пусть они у меня спокойно лежат. Мои папиццот.
Петр,пенсионер
Я не против всяких нововведений,но не накладывайте на честно заработанные гражданами зарплаты,пенсии  всевозможные ограничения,комиссионные  и препятствия,очень вас прошу,господа банкиры,сколько(!) можно нас обдирать и запугивать.
Сафонов Анатолий
Я давно предлагал репетиторские услуги перевести на безнал?!  У меня в банке есть счет, но с населением по безналу я не могу работать?! У меня - упрощенка, пусть бы сразу и налоги снимались и автоматически перечислялись в бюджет.... но этого никто не хочет делать и я пишу кучу ненужных бумаг и хожу в налоговую, когда они все мои счета и деньги могут автоматически проверить через банк?! Действительно специально кто - то создает для себя "работу"... С уважением.
Егор, 26, Шклов
Значит так, наши деньги лежат в банке, банк ими пользуется, а нам предлагают платные услуги чтобы снять с себя ответственность. Это же наглость со стороны Нацбанка, какие то комиссии, что это. Если хотите чтобы я пользовался безналичным расчетом, тогда создайте условия которые выгодны мне, а не банку. Нацбанк не заинтересовывает население по данному вопросу, а только отдаляется от него. Не забываете, что это мы влаживаем деньги в банк(хоть и пренудительно, т.к. карточки зарплатные), а не банк с Нас.
Анатолий Николащенко, Минск
 
" У Правительства и Нацбанка остался практически один год.."
Вот поэтому такая спешка- скоро нужно будет отчитываться.  Но уже сегодня видно, что  это мероприятие будет провалено. Возможно потому, что сроки были определены слишком сжатые. Нововведения, озвученные. С.Дубковым, не учитывают законные интересы населения. Всем понятно, что это  снятие с банка ответственности за сохранность наших денежных средств.  Банки, (или как они себя именуют  " кровеносная система экономики")  отношения со своими клиентами строят на основе диктата. Это и процентные ставки по депозитам и кредитам, и  наращивание платных услуг и т.д. Очевидно, что торговля также не подготовлена   к выполнению такого задания. Насильственное внедрение карт  ударит по населению и оно - же будет оплачивать  и расхлебывать эти эксперименты. Всем понятно, что государству выгодна эта технология оплаты. Но внедрять ее нужно  всячески заинтересовав население, а не диктатом и штрафными санкциями в виде отбора денег. К месту будет заметить, что  средняя зарплата банковских работников стабильно находится на втором месте в стране. А если учесть соцпакет  и другие блага?  А какую продукцию они производят?   Сами же  обеспечивают себе безбедную жизнь, благо деньги из «воздуха».  Возможно после установки «ограничителей» в бонусах  что- то  изменится.
Сергей_Семёнов, 50, Минск
Пользование платежной карточкой должно быть выгодно клиенту, а по сему предлагаю следующее:
1. Установить в магазинах и на почте скидку в 5% за оплату товаров и слуг при использовании карточки.
2. СМС-оповещения во всех банках сделать бесплатными при расчетах на территории Республики Беларусь.
3. Сократить сроки рассмотрения притензий за необоснованное списание денег (машеничество) до 15 дней на  территории Республики Беларусь и возрат денег в день рассмотрения притензии.
Сергей_Семёнов, 50 лет, Минск
Вы правы, банки обнаглели. Пользуются нашими деньгами, а платят в раз 15 ниже проценты, чем берут за кредит. Если в магазине не приняли карточку, то пускай он выплатит клиенту компенсацию в 3 базовых величины.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости