Наталья Сазанович: Я очень хотела вернуться в большой спорт

Когда горят глаза

Когда-то успехи Натальи Сазанович не прочь были водрузить на знамя сразу три региона. Двукратный призер Олимпийских игр в легкоатлетическом многоборье родом из Барановичей, и ее медали пошли в зачет Брестской области. Своей считают спортсменку и на Гомельщине: там она училась в спортивной школе-интернате, окончила вуз. Да и Минск, куда перебралась семиборка десять лет назад, ей тоже не чужой.


Вот только где Сазанович сейчас, чем живет и дышит? Как оказалось, ее дом в нескольких кварталах от Республиканского центра олимпийской подготовки по легкой атлетике. А вот бывать в центре Наталье давно не приходилось. На светских раутах и спортивных мероприятиях она тоже редкий гость. «Ближайший путь к забвению — скромность», — говорит Сазанович, едва мы переступаем порог. Откуда цитата, Наталья не помнит. Но совершенно очевидно: от этой добродетели ей надо избавляться.

Стройная фигура, модная стрижка, лучистые карие глаза... Выглядит Наталья не хуже своей знаменитой соперницы Каролины Клюфт. Так повелось, что в семиборье одна из спортсменок всегда была на голову сильнее остальных. Сейчас правит бал англичанка Джессика Эннис Хилл. А минувшее десятилетие на троне восседала Клюфт. Белокурая шведка тоже завершила спортивную карьеру, но такое ощущение, что ее популярность не пошла на убыль. Каролина участвует в рекламных акциях, сотрудничает с ООН и даже работала комментатором телеканала Viasat на... зимней Олимпиаде в Сочи. Лыжные гонки родственным видом спорта не назовешь, но Клюфт со своей миссией справилась. 

— Я редко мелькаю на экране и особо к этому не стремлюсь. Лет семь назад на ОНТ шло спортивно-развлекательное шоу «Битва городов». Съемки проходили во Франции. Там встречались очень интересные конкурсы. Например, такой: бег с ведрами по брезенту, который ходил ходуном и был полит шампунем. Чтобы не расплескать воду, донести ее хотя бы на дне, надо было очень постараться. Так что моя спортивная выучка пригодилась. На шоу общалась со многими артистами, певцами. Но в дружбу наше знакомство не переросло. 

На кухне, где мы разговариваем, время от времени появляется сын Натальи. Саше скоро исполнится четыре. Теперь понятно, почему его мама так и не примкнула к бомонду. Сазанович разрешает сыну многое, например, играть в зальный футбол. При том, что в доме высокие потолки, от этого занятия пострадала не одна люстра. Взгляды на воспитание настоящего мужчины у Натальи и ее мужа Олега расходятся. Но как не дать волю материнским чувствам. Старшую дочь Юлю она шесть лет видела урывками, поэтому сейчас наверстывает упущенное. Вообще-то Сазанович — героическая женщина. Первого ребенка родила в перерыве между двумя Олимпиадами и сумела набрать форму за 14 месяцев. Природа одарила ее силой и выносливостью, но восстановление было сложным. Из-за того, что легкоатлеты готовились в спорткомплексе «Стайки», семье пришлось переехать в Минск. Случались и дальние сборы — у тогдашнего тренера Павла Хямяляйнена в Финляндии. Впервые легкоатлетка оставила дочку, когда той было три месяца. Это теперь беби-фактор решается на уровне федераций. Когда баскетболистка Анастасия Веремеенко играла на чемпионате Европы, ее полугодовалой малышке на всякий случай сделали паспорт и шенгенскую визу. Мало ли: на кону будут стоять медали, а молодая мама не совладает с эмоциями?! 

Фото Александра РУЖЕЧКА

— Я очень хотела вернуться в большой спорт. Бросать ребенка было тяжело. Переживала, плакала, срывалась со сборов. Помогали муж, его сестра и мама, за что им большое спасибо. Когда пошли результаты, поняла: эти жертвы не напрасны, надо готовиться дальше. Из поездок привозила дочке подарки. Наверное, подсознательно пыталась загладить свою вину. Сейчас Юле уже 16. Она у нас человек творческий, любит рисовать. В этом году поступила в архитектурно-строительный колледж. А Сашу с его неуемной энергией, скорее всего, отдадим в футбольную секцию. О контрактах Роналду мы не мечтаем. Знаем, что спорт воспитывает характер, терпение, дисциплинирует. И, как правило, хороший спортсмен — человек успешный. 

В 2008-м Сазанович повесила кроссовки на гвоздь. На торжественных проводах ревела в три ручья. С тех пор ее жизнь повернулась на 180 градусов, стала размеренной, спокойной. Муж вздохнул с облегчением, разрешил своей второй половине сдать на права. Теперь Наталья садится за руль, едет на работу в родное БФСО «Динамо», и никакие тяжелые мысли не отвлекают ее от вождения.

— Раньше я постоянно думала, как подготовиться к турниру, как выступить, чтобы не подвести ни тренера, ни команду. Кроме личных соревнований, участвовала еще и на Кубках Европы. Первое время, когда ушла из спорта, было не по себе: привыкла жить с обостренным чувством долга. До сих пор снится, что выхожу на дистанцию 800 метров. Сон из разряда кошмаров. Бегать я не любила. Мне нравилось прыгать в длину. Это элегантный, красивый вид. Как ни странно, моим коньком было толкание ядра. Снаряд улетал за 16,80. Немного жаль, что не удалось собрать полный комплект олимпийских медалей. Серебро и бронза есть, а вот до золота не дотянулась. Травмировалась в 2004-м в Афинах во время барьерного бега. Надрыв задней поверхности бедра и трещина мениска. Случись это на последних видах, перетерпела бы боль. А так ради чего, чтобы стать инвалидом? И без того часто выступала на уколах. Когда дождливая погода — все крутит и ноет. Помажешь чем-нибудь, сходишь на массаж, глядишь — вроде отпустило.


В молодости Сазанович приглашали выступать и за Турцию, и за Германию. Но за границей она долго не выдерживает. Не хватает друзей, русской речи. Не те воздух, климат, люди. В душе столичная дама осталась девчонкой из «Городка». Того самого, где друг к другу ходят в гости. До 14 лет Наталья жила в Барановичах и помнит, как люди всем подъездом убирали территорию, сажали цветы на клумбах. Кажется, зайди сейчас кто за спичками — такая просьба не покажется странной. Но собственный дом не квартира: до ближайших соседей далеко, а через дорогу живут сотрудники посольства.

— Затворницей себя не считаю. Выбираюсь и в театр, и на концерты. Первыми тренерами в большом спорте у меня были супруги Коноплевы. Михаила Владимировича уже нет в живых, а с Тамарой Дмитриевной я поддерживаю связь, езжу к ней в Гомель на дни рождения. Так вот, они своих учеников старались приобщать к высокому искусству. Опера и балет для нас были сложноваты, а вот оперетта нравилась. Еще мои наставники очень красиво танцевали. Однажды на сборах мы жили в пансионате. Вечером те, кому за пятьдесят, собирались на танцплощадке. И мы вместо второй тренировки разучивали вальс и танго. А так... Другие таланты в себе не развила. Стараюсь быть хорошей хозяйкой, женой и мамой.

Возможно, Каролина Клюфт так тоже считала, но ее способности прорезались. Хорошо бы Наталью пригласить на вручение премий «Атлетика», где она могла бы не только повальсировать, но и пожать руку лауреатам. А еще Сазанович не прочь спуститься в солигорскую шахту вместе с другими олимпийцами. А может, со временем наша самая титулованная многоборка захочет подготовить себе смену?! Когда она блистала на аренах мира, в Беларуси была сильная команда — Светлана Бурага, Анжела Атрощенко, Татьяна Алисевич. «Во всем надо соблюдать меру, даже в скромности». Но это сказала не Сазанович, а писатель Анатоль Франс.

Ее дубли

Наталья Сазанович поднималась на пьедесталы всех крупных турниров в семиборье. Любопытно, что везде за ней числился дубль: она двукратный призер Олимпийских игр (серебро в Атланте и бронза в Сиднее), серебряный и бронзовый — чемпионатов мира, первый и второй лауреат планетарных первенств в залах, дважды поднималась на третью ступеньку пьедесталов чемпионатов Европы. А еще у нее двое детей.

bingo10@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter