Когда б вы знали, из какого сора…

Житель Чаус Николай Игнатьев создает картины из рыбьих костей

Ткань, дерево, газосиликатные блоки, бетон и даже рыбьи кости — все это материал для творчества портного из Чаус

 
 

У заядлого рыбака Николая Игнатьева главное обеденное блюдо, как правило, уха. Однажды он долго рассматривал то, что осталось на дне тарелки. И увидел в хрупких рыбьих косточках… крылья стрекозы, лапки богомола, голову краба. Так у него зародилась идея создать необычное произведение.

«Выловив» в ближайшем магазине зеркального карпа, я отправилась в гости к самобытному умельцу, чтобы своими глазами увидеть, как создаются картины из материала, который мы, не задумываясь, отправляем в мусорное ведро.

 

— Боюсь, что из костей этого экземпляра картину сделать не получится, — огорошил меня Николай Николаевич. — Рыба проморожена, кости после варки будут хрупкими, а для моих поделок лучше всего подходит свежевыловленная.

— Тогда приготовите какое-нибудь блюдо. И то польза, — отшучиваюсь за свой промах.

Мы проходим в уютную комнату. Жена умельца на компьютере показывает фотографии работ супруга.

 

— Главное — не переварить рыбу, — комментирует мастер. — Когда она готова, нужно аккуратно достать кости, очистить их, промыть водой, тщательно обработать перекисью водорода и просушить. Если это сделать наспех, со временем белые косточки начнут желтеть. Когда перед вами лежит готовый материал, то с помощью пинцета и клея ПВА можно собрать, как конструктор, ту картинку, которую подскажет фантазия.

Рассматриваю жуков, стрекоз, гусениц. В это время Алла Петровна приносит пару картин, на которых изображены цветы.

 

— Это брат вырезал из дерева, — поясняет Николай Николаевич. — Технология такая же: мелкие детали собираются с помощью клея. Когда я сделал своего первого кузнечика из косточек, решил над братом подшутить. «Смотри, — говорю, — как я из дерева сделал. Лучше, чем ты!» Он сразу и не понял, как я вырезал такие тонкие части, а потом присмотрелся и долго смеялся.

— А где рыбу ловите? — интересуюсь.

— У нас тут рек да озер хватает. Недалеко течет река Бася, чуть дальше — Проня.

— Необычные названия…

 

— По легенде, так звали дочерей цыганского барона Чауса, который здесь родился, жил и славился в округе своими кузнечными работами, — рассказывает умелец. — У меня есть несколько комплектов удочек. Один — у тещи. Там тоже есть где порыбачить. Второй — здесь. За рыбалкой время летит незаметно, могу засидеться. Плотва, щука, карп. Физически и морально отдыхаю.

Николай Николаевич показывает на стену, где висит красивый гобелен.

— Это работа моей матери. Она по образованию художник-оформитель. Одна из первых в Беларуси занялась созданием гобеленов по старинным технологиям вместе со своей коллегой Еленой Сиваковой. Когда-то они даже в Прибалтику ездили, чтобы посмотреть, как там это делается. У мамы рабочий инструмент — вилка. С ее помощью она выткала гобелен площадью 60 квадратных метров. Сейчас он висит в музыкальном колледже в Могилеве.

 

Мама мастера Ирина Николаевна часто водила сыновей по музеям да выставкам, прививала им любовь к искусству.

— В детстве я много рисовал, лепил из пластилина, глины, пробовал резать по дереву, — рассказывает Николай Николаевич. — Меня даже хотели забрать в минскую художественную школу, но родители побоялись отпускать в столицу.

Тем не менее при выборе будущей профессии стать художником Игнатьев даже не помышлял.

 

— Сначала хотел быть военным, потом нефтяником. Мечтал поехать в Сибирь — там живут родственники по материнской линии. Не отпустили. Тогда поступил в училище на закройщика: на факультете 30 девчонок и я один. Молодых людей было мало.

Хотя работа Николая Николаевича давно не связана с полученной в юности профессией, шить он не прекращает. А трудится он нынче санитаром в доме-интернате для психоневрологических больных.

— Хоть работать нелегко, особенно в ночные смены, но у меня больше свободного времени. Когда появляется возможность, сажусь за машинку. Могу сшить все, что угодно. Для себя, родных, знакомых. Однажды дочь попросила сшить платье на выпускной в детском саду. Показала на фотографию в журнале: «Хочу такое!» Получилось очень красиво, она осталась довольна.

 

— Я много чего умею, — продолжает собеседник. — Ремонт в своей квартире тоже сам делал.

Мы продолжаем рассматривать на компьютере фотографии работ Николая Игнатьева.

— Однажды увидел по телевизору программу о французском художнике. Во время депрессии он стрелял по бутылкам. А потом к нему пришло вдохновение, и он начал склеивать из осколков настоящие произведения искусства, от которых его коллеги пришли в восторг.

Выясняется, что чаусский мастер о выставках, признании и славе не грезит.

 

— Это ж сколько рыбы нужно съесть! — смеется умелец. — Об экспозиции даже не задумываюсь. Предлагали как-то поучаствовать в фестивале «Большая бард-рыбалка». Если будет время, может, в этом году и выберусь. Просили провести там мастер-класс по созданию картин из рыбьих косточек. Но почти все свои работы я раздарил. Материал это хрупкий, но, если хорошо обработан, довольно долговечный. Знакомым очень нравятся мои «насекомые». Некоторым хочется попробовать самим что-то подобное сделать. Просят совета, помогаю.

— Если у кого-то из друзей день рождения, у нас нет проблем с выбором подарка, — шутит супруга Николая Игнатьева. — Но случается, муж дарит то, что хотелось бы оставить себе. Как-то он сделал из косточек красивого рака. Мы с ним оба по знаку зодиака Раки, и эта картина очень гармонично смотрелась с гобеленом, что мама соткала для нас. А он возьми да подари этого рака!

 

На экране монитора — изображение скульптуры пятнистого оленя.

— Начальник попросил облагородить территорию дома-интерната, где я работаю. Постепенно делаю из цемента фигуры разных животных. Сначала из проволоки создаю каркас, затем обтягиваю его сеткой. А уже потом наношу цемент и руками придаю форму, — объясняет Николай Николаевич. — Последний этап — покраска.

Садовую скульптуру мастер вырезает также из газосиликатных блоков.

— Я хорошо чувствую форму, могу любую объемную фигуру животного создать, — не без гордости говорит Игнатьев.

 

— Однажды знакомая, увидев эти снимки, спросила: «Откуда у вас такие хорошенькие поросята?» — вспоминает Алла Петровна. — Она решила, что они живые. Я ей открыла «тайну». Муж также помогал украсить территорию детского сада, где я раньше работала. Правда, скульптура белочки потом куда-то пропала…

С экрана на меня «смотрят» деревянные домовики, матрешки, обнявшиеся супруги.

— Эту композицию жена назвала «Семейное счастье», — делится умелец. — По дереву резать никто меня не учил, с профессиональными резчиками я не знаком. Когда приехали в первый раз в Витебск, чтобы представить свои работы на ярмарке «Город мастеров», их посмотрели и сказали, что они сделаны профессионально.

 

— Но посетители таких ярмарок в основном смотрят, восхищаются, а покупают какую-нибудь мелочь за 5 тысяч. Там особо не заработаешь, — сетует Алла Петровна.

— Сколько нужно времени, чтобы вырезать из дерева, скажем, вот эту голову? — спрашиваю, показывая на лося с красивыми рогами.

— Если есть вдохновение, то могу очень быстро сделать, за день. Работаю специальными резцами. Одни покупал, другие сделал сам. Кстати, рога в этой поделке настоящие. Под них и вырезал голову. А из рыбьих косточек вообще очень быстро. Главное, чтобы материал был готов, обработан.

 

— Когда муж садится за работу, стараюсь ему не мешать, — говорит Алла Петровна.

— Только ругает меня иногда, что мусорю много, — смеется Николай Николаевич. — На даче установил станок, там в основном сейчас и мастерю.

— О чем мечтаете? — спрашиваю мастера напоследок.

— Восстановить родительский дом, сделать там ремонт. Может, создать настоящую агроусадьбу. Там речка рядом течет, вода чистая, большой луг неподалеку, сад. Поделки свои у дома установлю. Будет красиво!

Приехав не с пустыми руками, уехала также с подарком: сейчас одну из стен редакционного кабинета украшает работа Николая Игнатьева. И пусть она сделана не из косточек карпа из столичного магазина, но все же будет хорошим напоминанием о поездке к чаусскому мастеру.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter