Кофе с ароматом ностальгии

Как бы ни ругали советский общепит, было в нем все–таки и много хорошего...

Как бы ни ругали советский общепит, было в нем все–таки и много хорошего. Например, детские кафе. Или молочные бары, кафетерии. Где они сейчас? В погоне за украшательством городские стратеги напичкали центральные улицы дорогими ресторанами. А скромных уголков, где местный житель мог бы выпить зимней порою чашку крепкого черного чая с булочкой или какао (на настоящем молоке, а не на порошке), не сыскать. Не то что в былые времена.


Теперь у нас все, как на Западе: «МакДональдс», которому на днях исполнилось 15 лет, гастрономические заведения высшего класса для дам и господ и много итальянских да японских забегаловок. А вкусную и доступную по цене — а это так важно для большинства людей! — еду найти среди этого кажущегося богатства выбора не так уж легко.


Когда эксперты рассуждают о развитии туризма, они предупреждают: если начинать массовое строительство гостиниц, то нужно в первую очередь возвести трехзвездочные отели, а потом уже браться за самые высококлассные. Но так уж случилось, что в центре Минска 4 — 5–звездочные есть, а гостиницы экономкласса отсутствуют. Та же история и с системой общественного питания. Гламурных мест хоть отбавляй, а средних, но приличных — недостает.


А ведь если говорить о туристах, то среди иностранцев тоже не все миллионеры. Когда приезжаешь в чужой город, то первое, о чем думаешь: где поесть? Затем: где поспать? И всегда в голове крутятся цифры: хватит ли денег?


Много ли туристы тратят денег в Минске? Никто пока не жаловался. Наоборот, зарубежным гостям кажется, что у нас все дешево. Но белорусу есть о чем поспорить в этом вопросе. Потому что наши люди не то что в булочную на такси не ездят, у нас вообще не осталось этих булочных. А раньше ведь как было? Приходишь в хлебный магазинчик, а в нем — кафетерий. А там и кофе, и пирожные. Был такой «гастрономический салон» еще несколько лет назад на первом этаже торгового дома «На Немиге». Ароматное место, как вспомню... Однако заведение закрыли, а на освобожденной площади разместили отдел хозтоваров. Как будто кастрюлю или холодильник больше негде в городе купить. А теперь попробуйте с наскоку найти на Немиге хотя бы уголок, где можно присесть и выпить кофе, подкрепиться бутербродом. Нет таких.


В Старом городе по соседству, конечно, хватает кафе и ресторанчиков. Но для этого нужно свернуть за угол, куда–то идти, что–то искать. А надо, чтобы на «проспекте», которым фактически является древняя Немига, работала общедоступная точка общепита. Одним «Маком» сыт не будешь.


Спрос диктует предложение. Уж не знаю, каким низким должен был быть спрос, что в магазине «Торты» по соседству с кинотеатром «Мир» вдруг закрыли знаменитый на всю округу кафетерий. До последнего времени я не ленился ходить туда сам и водить туристов, чтобы отведали нежного коктейля, который готовили в миксерах еще по старой, советской рецептуре. Очереди за молочным лакомством, кофе, чаем, пирожками, булочками, коих здесь всегда было много, держались постоянно. Народ знал место и посещал его регулярно. И вот — популярная точка стерта с карты города. Теперь тут обычный магазин, каких тысячи. Пересохла еще одна «молочная река»...


Но, видимо, такова тенденция. Несколько лет назад на одной из улиц Вильнюса закрылся знаменитый еще с советских времен Pieno baras («Молочный бар»). Заведение с незамысловатым названием. Зато все здесь было добротное и натуральное — и оборудование, и продукция. А как оно может быть иначе у нас или в Литве? Едой мы славимся.


Но бар закрыли. А вскоре на улицах города появилась реклама нового кафе, вроде как тоже молочного. На поверку оказалось, что свежие и сладкие коктейли здесь отдают привкусом какой–то химии, интерьер пластиковый. Нет, не то. То есть к сервису претензий никаких — высший класс. Но еды хочется другой. И атмосферы той, прежней, пусть даже советской.


Прогуливаясь на днях по минской улице Коммунистической, в районе оперного театра, я приметил, возможно, последний кафетерий, оставшийся в городе с советских времен. Молочных коктейлей там не готовят, но еще предлагают кофе со сдобой. Выйдя на морозную улицу со стаканом горячего напитка, я почувствовал, что вот оно — счастье: вернуться в прошлое, с его вкусными атрибутами. Проходя мимо дома, где жил Ли Харви Освальд, я подумал, что тот, наверное, тоже заходил в кафетерий на «своей» улице. А даже если и не было такого случая, то не грех придумать и легенду. Только кофейню минувшего века не нужно переоборудовать. Пусть остается какая есть — простая и незамысловатая. Такие антуражные места только и могут запасть в душу путешественнику.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter