Кодекс учения

Пока в вузах идет зачисление новых студентов, в Парламенте и Правительстве решают, по каким правилам будет жить высшая школа в будущем...
Пока в вузах идет зачисление новых студентов, в Парламенте и Правительстве решают, по каким правилам будет жить высшая школа в будущем. Депутаты сейчас готовят к окончательному второму чтению проект закона о высшем образовании. И как рассказал «СБ» председатель профильной комиссии Палаты представителей по образованию Владимир Зданович, документ уже направлен на окончательное согласование в Национальный центр законопроектной деятельности при Президенте. Но главная новость даже не в этом, а в том, что в Правительстве уже ведется разработка всеобъемлющего Кодекса об образовании. Уже к следующему лету он должен быть подготовлен и представлен на рассмотрение Национального собрания.

Идея разработки кодекса, способного объединить в один документ все действующие законы в сфере образования, собственно, не нова. Такие инициативы высказывались специалистами и ранее. «Идея кодификации законодательства заложена в Программу социально–экономического развития страны на 2006 — 2010 годы. Поэтому такой курс нами был взят уже достаточно давно, — говорит Владимир Зданович. — У нас молодое государство, и нам необходимо обеспечить каждую отрасль стабильной нормативно–правовой базой. В том числе и систему образования. Если вы проанализируете работу нашей комиссии, то убедитесь, что сначала мы приняли базовый закон об образовании, где очертили общие контуры развития этой сферы. Затем перешли к созданию документов прямого действия — это законы о профессионально–техническом образовании, о школе, об образовании лиц с особенностями психофизического развития. Сейчас мы заканчиваем работу над проектом закона о высшем образовании. Со временем мы постараемся отследить все недочеты этих проектов, устраним их и все самое лучшее перенесем в будущий Кодекс об образовании».

По словам парламентария, для разработки будущего кодекса в Минобразования уже создана специальная рабочая группа. Хотя работа над документом только началась. «Пока у них нет даже чернового варианта», — заметил депутат. — Но по плану законопроектной деятельности проект образовательного кодекса будет внесен на рассмотрение в Парламент уже в июле следующего года». В Правительстве, вероятнее всего, с ним смогут ознакомиться раньше на полгода. Когда будет сверстан черновой вариант документа, в работу над ним включатся и депутаты: «Гораздо проще будет отшлифовать какие–то моменты на этой стадии подготовки, нежели потом, когда он будет принят в первом чтении», — говорит Владимир Зданович.

Несмотря на то что разработка кодекса только–только началась, специалисты, к слову, еще даже не определились с его названием, уже известно, какие цели и задачи стоят перед разработчиками. «Этот документ действительно планируется всеобъемлющим: там будет прописана деятельность всей отрасли, включая систему дошкольного и школьного образования, профессионально–технического, среднего, высшего и послевузовского обучения. Туда даже предполагается включить нормы, касающиеся системы учебного книгоиздания и финансирования. Главная идея в том, что мы хотим с помощью кодекса законодательно реализовать идею непрерывного образования», — поделился планами председатель профильной комиссии Палаты представителей.

Ну а пока депутаты сосредоточатся на проекте закона о высшем образовании. Предполагается, что он будет рассмотрен во втором чтении во время осенней сессии. Напомним, что этот документ определяет компетенцию госорганов по регулированию системы образования и совершенствует порядок назначения руководителей частных вузов. По проекту договорные отношения будут устанавливаться не только с теми, кто поступает в вуз на платной основе, но и с обучающимися на бюджетных местах. Кроме того, документ утверждает порядок возмещения расходов государству при отказе выпускника работать по направлению. Внесены также положения, устанавливающие квоту приема в вузы молодежи, проживающей в сельской местности.

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter