Код зова предков

С  каким  менталитетом  белорусы  вступили  в  новый  год? Этот вопрос мы адресовали доктору социологических наук проректору по учебной и воспитательной работе УО  «Гомельский государственный технический университет имени П. Сухого» Виктору Кириенко

С  каким  менталитетом  мы  вступили  в  новый  год? Этот вопрос я адресовал доктору социологических наук проректору по учебной и воспитательной работе УО  «Гомельский государственный технический университет имени П. Сухого» Виктору КИРИЕНКО (на снимке).

— С нормальным человеческим, — лаконично ответил Виктор Васильевич.

— А более развернутый ответ можете дать?

— Пожалуйста.  Несколько месяцев  назад я защитил докторскую диссертацию «Менталитет современных белорусов (социологический анализ)», которая  представляет собой объемный десятилетний труд.

— Разъясните, что за фрукт такой — менталитет? Помнится, раньше в ходу было понятие «человеческий фактор»…

— Категория «менталитет» в общественной науке была реанимирована в то время, когда категория «человеческий фактор», введенная в оборот идео­логами перестройки, полностью себя исчерпала. В отличие от безнациональной общесоветской категории «человеческий фактор» категория «менталитет» получила распространение вместе с набирающим обо­роты суверенитетом этносов и национальностей. Активный интерес к этносу и к его базовой характеристике — менталитету — на постсоветском и постсоциалистическом пространстве в последние 15 лет был вызван как объективными, так и субъективными причинами. Этничность как базовая характеристика народа объективно призывается «из запаса», когда другие социальные институты оказываются деформированными. В такой ситуации этнос, его культура, история, мифы, легенды, предания, кровно-родственные связи и отношения представляются единственно стабильными образованиями, устойчивыми точками, обеспечивающими хотя бы минимальное социальное балансирование. Однако некорректное применение понятия привело к тому, что даже в научных публикациях понятие «менталитет» стало иметь негативный смысл. Менталитетом объясняли все просчеты и все неудачи в политическом, экономическом, социальном реформировании общества.

— Если каждый этнос, каждая нация имеет отличительные особенности, то какими объективными или субъективными предпосылками определяется менталитет?

— На формирование этнонационального менталитета оказывают влияние как субъективные факторы (целенаправленная деятельность политической, экономической и культурной элиты общества), так и объективные факторы: природно-климатические, геополитические, межэтнические и культурно-конфессиональные условия формирования этноса. Как субъективные, так и объективные факторы со временем претерпевали изменения. В результате окультуривания природного ландшафта, мелиорации заболоченных территорий, строительства разветвленной сети железных и шоссейных дорог, индустриализации промышленности и сельскохозяйственного производства, бурного роста городского населения этнообразующие факторы в течение XX столетия претерпели качественные преобразования. В процессе урбанизации подверглась принципиальному изменению социально-профессиональная структура населения Беларуси. В те­чение XX столетия в Беларуси сформировался социогенотип современных белорусов, в основе которого лежат белорусские, русские, укра­инские этнические корни и культура. Для значительной части населения современной Беларуси идентификация на этническом уровне стала проблематичной. Культура и менталитет современных белорусов занимают срединное положение между социокультурными традициями Запада как носителя  технократической культуры и Востока как носителя коллективистской, духовной культуры. Беларусь является естественным не только географическим, но и культурно-цивилизационным интеграционным звеном, связующим современные европейские Восток и Запад.

— Так в чем же выражается, на ваш взгляд, белорусская  самобытность? Какими характеристиками определяется белорусский менталитет?

— Ментальный портрет белорусов нами составлялся на основании оценок как самих белорусов, так и их соседей – русских, украинцев, поляков. В качестве доминирующих названы такие характеристики, как гостеприимство, трудолюбие, коллективизм, толерантность, теплота и сердечность в отношениях между людьми. В качестве средневыраженных определены такие характеристики, как стремление к медленным, постепенным общественным изменениям; уважение традиций, следование им; созерцательность, мечтательность; чувство локтя. И, наконец, в качестве слабовыраженных в белорусском ментальном портрете зафиксированы такие характеристики, как законопослушание; обязательность, верность слову, принятому решению; соревновательность, конкурентность; предприимчивость, расчетливость; тяга к личной свободе, независимости; стремление к быстрым, радикальным общественным изменениям.

— А как  вы оцениваете нашу толерантность? Часто можно слышать, что именно избыточная «памяркоўнасць» мешает белорусам занять достойное место в современном индустриально-рыночном мире?

— Это представление также относится к мифам. Толерантность белорусов проявляется ко всем, кто пришел на нашу землю с миром. Доказательством тому служит многовековая история мирного соседства белорусов как со славянскими, так и неславянскими этносами.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter