Как изменения в сфере контроля за оборотом товаров могут повлиять на их стоимость

Код легальности включен в цену

Если цифровая маркировка уже привычна на многих товарах, возможно ли чипирование молочных продуктов?

Появившиеся несколько лет назад странные квадратики с замысловатым рисунком внутри теперь уже не удивляют. Знаки эти — QR-коды — размещаются повсеместно: на объектах историко-культурной ценности, учреждениях образования, в рекламе, на сайтах предприятий и организаций и много где еще. Считать зашифрованную в них информацию можно с помощью специального приложения на смартфоне. Возможности технического прогресса с некоторых пор используют и в других целях. Например, чтобы снизить объемы контрафакта. Страны ЕАЭС для этого запускают единый механизм цифровой маркировки товаров. Отмечать специальными знаками — кодом DataMatrix (который содержит подробную информацию о продукции) — предполагается разные группы: от лекарств до автомобильных шин. Для ясности обозначим, что путать QR-коды с DataMatrix-кодами не стоит. Оба знака — международный стандарт, оба несут информационную нагрузку. Но применяются для разных целей. Главное преимущество DataMatrix — его сверхмалый размер. Это отличный код для маркировки небольших предметов, поэтому он активно используется в промышленности.


МОДНИЦЫ, предпочитающие шубы из натурального меха, знают, как отличить подделку, не отходя от прилавка магазина. Скачиваешь специальное приложение, наводишь смартфон на идентификационный знак с RFID-меткой на этикетке и видишь, где шубу произвели, из какого материала, есть даже фото, с которым можно сравнить оригинал. Если информация не считывается — смело можно вызывать налоговую: перед вами контрафакт. 

На изделиях из меха в 2016 году впервые опробовали единый механизм маркировки товаров во всех странах — участницах ЕАЭС. Причем за основу взяли опыт нашей страны: к тому времени упомянутый механизм в Беларуси действовал уже одиннадцать лет, акцизы крепились на более чем 20 группах товаров. Чипирование меховых изделий оказалось делом результативным: значительно выросли продажи, увеличились поступления в бюджет. Следующим шагом стало принятие соглашения о маркировке товаров средствами идентификации, которое все государства ЕАЭС ратифицировали в марте этого года.

— Теперь сможем контролировать оборот каждой конкретной единицы той или иной группы товаров. Предусмотрены общие унифицированные подходы, которые должны выполняться всеми государствами — членами ЕАЭС при создании таких систем для пресечения нелегального оборота товаров и обеспечения безопасности потребителя, — рассказывает заместитель начальника управления электронных систем контроля главного управления контроля реализации товаров и услуг Министерства по налогам и сборам Вячеслав Майковский.

Другими словами, если одна из стран ЕАЭС решит ввести маркировку определенной группы товаров, то учитывать это обстоятельство должны будут другие участницы Союза, которые экспортируют на ее территорию такую продукцию. 

Эксперты отмечают, что опережающими темпами маркировка развивается в России. Пилотный проект по чипированию шуб был первым для страны и позволил значительно «обелить» серый сектор меховой торговли. Эксперимент продолжили. Специальные коды уже крепятся на упаковки с лекарствами, пачки сигарет, коробки обуви. В середине будущего года планируется этот перечень дополнить молочными изделиями.

ВОЗНИКАЕТ вопрос. Учитывая, что рынок для стран — участниц ЕАЭС общий и одинаковые правила действуют для всех государств, нововведения с большой вероятностью отразятся на наших производителях. Наверняка им придется перестраивать свою работу под эти требования. Это подтверждают и эксперты.

— Есть два варианта для наших производителей, — говорит Вячеслав Майковский. — Вводить общую маркировку на территории Беларуси и России или маркировать только ту продукцию, которую поставляем на российский рынок.

Вместе со специалистами разбираемся по каждой группе товаров. И если для табачных изделий даже второй вариант использовать не планируют — в Россию белорусская табачная продукция почти не поставляется, то лекарства — будут. Но с оговоркой. Минздрав как куратор вопроса выступил против введения маркировки на территории Беларуси: за последние 10 лет у нас не было установлено ни одного факта нелегальной продукции медицинского назначения. Специальные DataMatrix-коды будут на упаковках только тех лекарственных средств, которые пойдут на российский рынок. Экспортировать по новым правилам их планируют уже с 1 января 2020 года. 

Что касается обуви, то ее планируют маркировать всю: и ту, что реализуется в стране, и ту, что идет на экспорт. 

Передо мной тестовый образец этикетки на обувную коробку. Читаю: «Туфли мужские, цвет черный, размер 41, верх и подкладка — кожа». Вверху справа — DataMatrix-код, отсканировав который через мобильное приложение покупатель сможет узнать гораздо больше: где товар произвели, кто его доставил в нашу страну. Если считать код не удалось, то это, скорее всего, контрафакт. Именно такие «акцизы» планируют размещать на коробках с обувью, если ее нет — на ярлыке, который скрепляет полупары. 

— Покупая промаркированный товар, покупатель понимает, что продукция легально ввезена и произведена и не нанесет вреда здоровью человека. Введение механизма маркировки позволяет решить две задачи: защитить интересы государства и потребителя, который может быть уверен, что покупает качественный товар, — подчеркивают в МНС.

DataMatrix-коды и считывающее их приложение взялись разработать в Центре систем идентификации. Планируется, что маркированная по новым правилам обувь у нас будет продаваться с конца 2020 года. Как решат вопрос с экспортом до этого срока? В МНС говорят: есть договоренность на уровне пяти стран Совета ЕЭК о поставках российских кодов другим государствам, пока там не введут свои. С этими метками наши товары беспрепятственно смогут поступать на российский рынок. Условно, производители отбирают партию на экспорт. Заказывают коды у издательства «Белбланкавыд» (еще один из ключевых игроков в этой цепочке, который генерирует информацию о кодах и распечатывает их) и маркируют коробки.

Тут впору поинтересоваться у производителей, выгодны ли им такие подходы? Экспортеры солидарны: другого выхода, как маркировать, нет. Хочешь торговать — выполняй требования. Потерять рынок никто не хочет. 

— Маркировка выгодна бизнесу, — убеждены в налоговом ведомстве, — она позволяет выравнять конкуренцию. Доля тех, кто легально ведет бизнес на рынке, увеличится, возрастет выручка. Важно защитить своего производителя, чтобы на территории Беларуси продавалась только качественная отечественная обувь либо импортная, ввезенная по белым схемам, за которую уплачены таможенные платежи и налог на добавленную стоимость.

БУДЕТ ли маркироваться белорусское молоко? Вопрос актуальный: в России молочная продукция «чипируется» в экспериментальном режиме. Известно: наш молочный рынок особенный — более 90 процентов молочки экспортируется в Россию. 

— Если там будет введена маркировка молока, нам придется решать: вводить ли общую на территории Беларуси, которая будет признаваться в России, либо маркировать то, что поставляется только на российский рынок. Но решение нужно принимать исходя из интересов производителя, — отмечают в МНС.

Участником пилотного проекта по обсуждению этого вопроса пока является только один представитель молочной отрасли — «Савушкин продукт» — как самый крупный поставщик на рынок страны-соседки. Специалисты отрасли следят за ситуацией и поделились своими наблюдениями. Молоко, говорят они, не обувь. Это миллиарды единиц выпускаемой продукции. Вручную, как на коробки с обувью, ярлык не наклеишь. Введение маркировки, по их словам, может стать обременением для молочных предприятий. Судя по тому, что пока у нас о введении маркировки молока утвердительно не заявляют, это понимают все.

Более того, курирующие вопрос ведомства называют еще несколько причин. Одна из них — приостановка введения в России обязательной маркировки на шины, духи, фототехнику и товары легкой промышленности. Ранее заявлялось, что процесс будет запущен с 1 декабря 2019 года, но прошел почти месяц, но соответствующее постановление еще не принято. А эти товары, подчеркивают эксперты, не самые болезненные объекты для маркировки по сравнению с молоком. 

Другая причина — стоимость продукции. Затраты на оборудование наверняка будут заложены в цену. Она будет возрастать? Что касается обуви, говорят эксперты, не так все плохо. Это полуручной труд даже на большом предприятии. На обуви на этом этапе нет высокой степени автоматизации, в цену закладываются лишь 4 копейки. Например, если стоимость пары зимних сапог — 200 рублей, то после введения маркировки ее цена увеличится на 4 копейки. Другой разговор — молоко. Там высокоскоростные линии, потребуются значительные затраты на оборудование. В этом случае цена вопроса, вероятно, возрастет многократно. 

Отечественные производители подчеркивают: маркировка — избыточная мера противодействия нелегальному обороту продукции. Продажа контрафакта в молочном сегменте для нашего рынка — нехарактерная проблема. Прежде чем белорусские сыры, молоко, творог и кефир попадут на полки магазинов, сырье пройдет строжайший многоступенчатый лабораторный конт­роль — физико-химический, микробиологический, радиологический и так далее. Причем на всех стадиях производства. Качество молочки подтверждают и ежегодные мониторинги. Так что в вопросе маркировки упаковок с молоком для продажи в стране переработчики солидарны: дело это затратное и необоснованное.

veselukha@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter