«Ко мне вернулось чувство юмора»

Тренер и супруг Анжелики Котюги Игорь Погорелов высказал только догадки, кому была выгодна дисквалификация белорусской спортсменки

Тренер и супруг Анжелики Котюги Игорь Погорелов высказал только догадки, кому была выгодна дисквалификация белорусской спортсменки

Вот и завершилась многомесячная допинговая эпопея нашей примы конькобежного спринта Анжелики Котюги. На минувшей неделе высокой инстанцией вынесен официальный вердикт: невиновна! Отменяется ее двухлетняя дисквалификация, восстанавливаются права на все ранее завоеванные медали и призы. Решение окончательное и обжалованию не подлежит. Но скольких сил и нервов стоила реабилитация?! Лучше всех об этом знает один из героев этого уникального для отечественного спорта свершения тренер и супруг Анжелики Игорь Погорелов.

— Кто первым сообщил вам о решении Апелляционного комитета Международного союза конькобежцев (ИСУ), были ли в последовавшем потоке звонков неординарные поздравления?

— Узнали из уст генерального секретаря НОКа страны Георгия Катулина. Электронная почта одновременно донесла эту весть, но мы находились вне дома. Все звонки вполне ожидаемые. По крайней мере, от соперниц супруги по ледовому овалу, равно как и от недоброжелателей, их не было.

— Ввязываться в борьбу с допинговыми лабораториями – дело почти безнадежное. Учитывали ли позитивный прецедент Беларуси в подобных разборках, а именно штангиста Александра Курловича в 1996 году, причем против той же

Кельнской лаборатории?

— Больших иллюзий на благоприятный исход не питали. Соотношение шансов было 50 на 50. А случай с двукратным олимпийским чемпионом вспомнили только теперь, благодаря газетам. Главное было, отстоять свою честь и достоинство. Мы были уверены в своей правоте. И у нас не было времени перенимать чей-то опыт в аналогичных передрягах.

— Кто же конкретно стоит за этой неприглядной историей: как-никак было допущено 27 нарушений регламента допинговой процедуры Котюги!

— Догадок немало, но документальных оснований нет. Поэтому никого не могу обвинить. Вполне логично предположить, что это люди из стана ее конкурентов, за которыми стоят влиятельные спортивные структуры. А самый неопровержимый и подтверждающий факт: нам семь месяцев не представляли протокол анализов допинг-проб «А» и «В». Хотя в соответствии с международным кодексом Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) их не только должны были оперативно прислать, но и уведомить, что имеем на это право! Нас просто водили за нос. То, что могло разрешиться в начале июня, произошло в конце ноября. Как итог – потеряно драгоценное время подготовки к Олимпиаде…

— В этом интригующем сражении вам удалось заручиться поддержкой весьма солидной команды специалистов различного профиля!

— Премного благодарны сотрудникам Витебского филиала Белорусской судмедэкспертизы: кандидату медицинских наук Василию Фадееву, доктору медицинских наук Елене Данченко, доценту из Минска Мадине Сафиной. А также ряду других специалистов, высочайший профессионализм которых способствовал этой без преувеличения исторической для всей Беларуси победе. Не могу не отметить психологической и практической поддержки, оказанной работниками директората национальных команд, в частности, Александром Шевелем, Анатолием Ивановым, государственным тренером по конькобежному спорту Ольгой Купченей, администратором конькобежной дружины Инной Курбатовой, пресс-атташе и переводчиком федерации футбола Александром Лещиком. И, конечно, личное содействие в разрешении этого архисложного вопроса министра спорта и туризма страны Александра Григорова, первого вице-президента НОКа Геннадия Алексеенко, «генсека» — Георгия Катулина.

— В числе особо пострадавших в этой истории оказался и известный медик Беларуси ваш куратор Людмила Лукьянская, с которой у «Р» сложились самые плодотворные отношения…

— Дисквалификация с нее также снята. Наша федерация вынуждена была пойти тогда на этот шаг. Возможно, он был излишне резок и поспешен. Теперь отношения с Людмилой Анатольевной восстанавливаются. Надеюсь, все войдет в прежнее русло, и она вновь будет в нашей команде.

— По решению ИСУ «каждая из сторон несет все расходы, включая и расходы на свидетелей и экспертов». Получается, вы незаслуженно понесли моральный и материальный урон?

— Пока не знаю ответа на этот вопрос. С учетом всех обстоятельств он, скорее, политический, нежели финансовый. Думаю, НОК Беларуси поможет оформить наши претензии. Расходы, действительно, были огромными. И, разумеется, не в рублях, а в десятках тысяч долларов. В последние дни ко мне наконец-то вернулось чувство юмора…

— Однажды вы уже рисковали своим кошельком, когда обещали покрыть затраты Министерства спорта и туризма на подготовку к Играм в Солт-Лейк-Сити,

в случае неудачного выступления супруги…

— Это не авантюризм, а мы не проходимцы или аферисты. Руководствовались тогда только здравым смыслом. Решение базировалось на уверенности в силах и мастерстве, а также на результатах Анжелики в олимпийском цикле, их динамике. За себя, за свой потенциал нужно постоянно бороться.

— Теперь он у нее, наверное, оставляет желать лучшего?

— Психологическое состояние с учетом последних известий физическим, к сожалению, не дополняется. В предсезонный период удалось потренироваться на льду всего 18 дней, что составляет 20% от необходимого. Тем не менее торопить ее подготовку к Турину не намерен. При форсаже очень тяжело попасть в пиковые сроки. Все должно быть по плану. Время уже не позволяет соблюсти его, поэтому постараемся замедлить, заморозить, чтобы больше успеть. После виктории в таком многосложном процессе для меня как наставника и мужа любое место Анжелики на Играх будет удачей.

— Беларусь только приступает к созданию антидопинговой лаборатории. Какой бы девиз, постулат посоветовали ее сотрудникам взять за основу?

— Прежде всего замечу, что у нас уже есть специалисты самого высокого мирового уровня. Они должны максимально ответственно относиться к своей работе и понимать, что за каждым допингом-тестом стоит не столько профессиональная карьера спортсмена, сколько вся его жизнь. Любая, даже мелкая оплошность в их деятельности чревата для него трагедией. Ведь спорт высших достижений – это крест, который каждый атлет стремится нести в меру своих способностей.

На снимке: Анжелика Котюга и Игорь Погорелов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter