В Доме прессы обсудили проблему популяризации чтения среди молодежи

Любят ли подростки читать? Какие книги им нравятся? И что нужно сделать, чтобы привлечь молодежь в библиотеки? Об этом шла речь на пресс-конференции «Популяризация чтения среди молодежи».

«Современные дети не читают» – утверждение, которое звучит постоянно из уст родителей, учителей. Заместитель директора ГУ «Централизованная система детских библиотек г. Минска» Елена Чернявская не согласна с этим:

Это ошибочное мнение. Они читают, но не так, как мы того хотим. У подростков есть свои герои, свои предпочтения. Из-за того, что появились гаджеты, библиотекам сложно работать. Читатели капризны. Поэтому мы стараемся придумывать мероприятия в наших стенах: семейные чтения, встречи с писателями, знакомство с новыми книгами и так далее.

Первый заместитель председателя Союза писателей Беларуси Елена Стельмах уверена, что любовь к чтению должны привить родители.

Когда мы делали презентацию одной из моих детских книг в Национальной библиотеке, работники спросили: «А почему вы презентуете книгу для детей взрослым?» Казалось бы, логично. Однако мы сделали все правильно. Для того чтобы взрослые донесли книгу детям, им нужно помочь сориентироваться в огромном книжном мире. Рассказать, какие авторы у нас есть, какие книги есть.

Библиотека должна помочь подобрать такую литературу, чтобы книга объединила семью, уверена Галина Мавчун, заведующая детской библиотекой № 8 г. Минска.

Говорят, что в читающей семье читающий ребенок. Но нужно, чтобы мама не сказала вечером: «Возьми свою книгу почитай». Нет, так быть не должно. Процесс совместного чтения, обсуждения прочитанного – вот идеальный сценарий. К тому же роль родителя еще и в том, чтобы вовремя «подсунуть» ребенку нужную книгу, которая станет триггером для дальнейшего чтения.

Те дети, которых родители с детства водят в библиотеку, в 5–8 классах перестают посещать хранилище книг. Такие наблюдения привела Анна Кударь, заведующая детской библиотекой № 2 г. Минска:

Мы растим нашего читателя, прививаем ему любовь к литературе, затем наступает определенный период (чаще это 11–14 лет), когда книга, которая была на первом плане уходит назад. Вместо нее приходит гаджет. Но после восьмого класса есть тенденция – 50% подростков возвращаются. Они начинают читать серьезные книги. И начинают сами писать. Есть читатели, которые приносят рукописи своего творчества.

Елена Чернявская о возврате подростков в библиотеки в определенный период говорит, что это связано с появлением реальных для их возраста проблем.

Современный подросток хочет увидеть свои проблемы в книге, как в зеркале. Когда дети рассказывают о трудностях, с которыми столкнулись, библиотекарю легче посоветовать книгу, где будет похожая ситуация и решение проблемы.

Фото: pixabay.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter