Книжный навигатор

Соборы и пагоды. Т.Габрусь. Саборы помняць усё. Готыка i рэнесанс у сакральным дойлiдстве Беларусi. Мiнск, Беларусь, 2007...
Соборы и пагоды. Т.Габрусь. Саборы помняць усё. Готыка i рэнесанс у сакральным дойлiдстве Беларусi. Мiнск, Беларусь, 2007.

«Готика», «ренессанс»... Слова, за которыми сразу — аллюзии, образы, сюжеты... И, как правило, из зарубежной истории. К сожалению, мало кто представляет здесь историю белорусскую... А между тем у нас все это было — и рыцари, и прекрасные дамы, и философские диспуты, и готика, и ренессанс... Книга Тамары Габрусь докажет это любому скептику. В ней не только архитектура, но и наша история вообще. Ведь судьба каждого древнего храма заслуживает отдельного романа. Конечно, текст не художественный — научный. Но, думается, почитать его стоит не только специалистам. Плюс увидеть изящные фотографии У.Богданова — башни, арки, бойницы, нефы, контрфорсы... Любопытно посмотреть на белорусские храмы в сопоставлении с шедеврами мирового зодчества вроде базилики Санта Кроче во Флоренции. Оказывается, у нас есть не менее интересные сооружения! А если бы они еще в большем количестве сохранились да меньше перестраивались! Ведь, как говорил Блаженный Августин, «...прыгажосць, створаная па iмкненнi душы мастакоўскiмi рукамi, бярэ пачатак ад той прыгажосцi, якая вышэй за ўсё».

Кадзуо Исигуро. Когда мы были сиротами. Москва, ЭКСМО, 2007.

Автор, как вы понимаете по фамилии, японец, однако в английскую культуру укоренен основательно. Учился в Англии, пишет по–английски. Получил Букеровскую премию за один из своих романов... Ну и, разумеется, вносит в свои произведения колорит родного Востока. В романе «Когда мы были сиротами» (тоже внесенном в шорт–лист «Букера», но премию не получившем) явственно прослеживаются ходы классического английского детектива и сентиментального «романа нравов» вроде Джейн Остин или Шарлотты Бронте. Иное дело, что эти жанры никто еще так откровенно не синтезировал. Сюжет заслуживает «мыльнооперной» экранизации: знаменитый детектив Кристофер Бэнкс ведет трудную, но благородную борьбу с общечеловеческим злом — от заурядного убийства во имя драгоценностей очередной графини до международной торговли наркотиками. Все это на фоне воспоминаний о детстве в Шанхае, о друге — японском мальчике и о таинственном исчезновении родителей. Разумеется, тайна исчезновения должна быть раскрыта. Постаревший детектив находит мать, а заодно — просто по пути, как рояль в кустах, — старого японского друга. Но друг почти смертельно ранен и вообще воюет по ту сторону окопов, а мать, когда–то отданная в гарем китайского наркобарона, сошла с ума от горя и истязаний. И все это время детектив жил, получал образование, вращался в светском обществе за деньги, перечисляемые упомянутым наркобароном, — таково было условие благородной красавицы матери, пожертвовавшей собой во имя спасения сына. Да, еще есть любовная линия самого главного героя, опять–таки вплетенная в шанхайские события, с викторианской моралью: долг выше любви — и дама–вамп отвергнута. Упомянем еще удочеренную детективом сиротку с отдельно несчастной судьбой. Так что должна предупредить: хеппи–энд просматривается с огромной натяжкой.

Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр–т Независимости, 72.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter