Книжный навигатор

Расколотая бронза Часлау Пяткевiч.
Расколотая бронза

Часлау Пяткевiч. Рэчыцкае Палессе. Мiнск, Беларускi кнiгазбор, 2004.

Наверное, не так часто случалось в истории, когда первую статью ученый опубликовал в почти 70-летнем возрасте. Но с Чеславом Петкевичем, обыкновенным экономом, работавшим в панских имениях в конце XIX - начале XX вв., получилось именно так. Он взялся за перо уже после того, как знакомый этнограф стал публиковать статьи, основываясь на его, Петкевича, рассказах о быте и верованиях Полесья. Вскоре о Петкевиче знал весь научный мир. В 1928 году в Кракове выходит солидная монография - "Рэчыцкае Палессе". Таинственный край, о котором мало что было известно, который отличается от остальных регионов Белоруссии, представал перед читателями книги во всех подробностях. От барсучьих и лосиных сумок, которые полешук изготавливал для хранения охотничьего снаряжения, до способов находить клады, от немудреной шутки - до высокой образности, от дикого суеверия - до поэзии. Чеслав Петкевич описывает то, что ему хорошо знакомо, что видел сам... Некоторые описания покажутся современному читателю, мягко говоря, экзотикой. Тем ценнее исследование, что запечатленное там уже во многом исчезло. Исчезла и родная деревня Петкевича - Бабчин, сметенная Чернобылем.



Фернандо Мариас. Волшебный свет. Москва, Махаон, 2004.

Как часто при изучении забронзовевших классиков возникает желание расколоть "бронзовый кокон" и рассмотреть настоящее их обличье и судьбу. Фернандо Мариас пошел навстречу своим желаниям. Как написано в одной из рецензий на "Волшебный свет", "не стоит искать в книге никакого сверхсмысла и философии - просто история оставшегося в живых Лорки (как и Пушкина или Лермонтова, или Маяковского) обречена на кассовый успех". Но я бы не судила так строго. Мы привыкли к стереотипу, что хорошая книга обязательно отличается сложным изысканным стилем. Это когда у Лоренса Даррелла в одном предложении умещаются аллюзии на пять малоизвестных классиков, а фраза из романа Людмилы Улицкой строит свои красоты на целую страницу. Стиль Мариаса прост и лаконичен. Это именно тот случай, когда сюжет - все. Впрочем, еще Флобер мечтал написать роман без действия, без сюжета...

Итак, Федерико Гарсия Лорка не умер в 1936 году. Он выжил после расстрела. Об этом журналисту, приехавшему на очередные лоркинские торжества, рассказывает нищий старик, много лет назад подобравший умирающего незнакомца и выходивший его. Кончилась война, начались демократические перемены. О расстрелянном поэте пишут статьи и книги, собирают международные конференции, а он, потерявший память городской сумасшедший, живет в подворотне, просит подаяние на улицах, терпеливо снося издевательства сограждан. Спасший поэта малограмотный шофер под конец жизни узнает правду и пытается донести ее людям... Но старый и больной Лорка совсем не нужен тем, кто сделал карьеру на изучении обстоятельств его смерти. Обретя после многих лет память, он может сделать только одно - окончательно умереть. Мистификация? Просто попытка Мариаса доказать, что "вымышленные истории иногда обладают большей подлинностью, чем те, которые произошли в самом деле". И таки доказывает. В конце концов, тела Лорки так и не нашли... А после шума вокруг "Волшебного света" ООН даже создала комиссию по поискам останков поэта. "Главная тема моих книг - беспомощность человека", - утверждает автор. А я бы извлекла из прочитанного следующую мораль: если уж ты мученик, имей совесть не воскресать и не портить жизнь своим преданным исследователям.

Издания для обзора предоставлены книжным магазином "Светоч", Минск, пр-т Машерова, 11.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter