Книжный навигатор

Мосты и лабиринты
Мосты и лабиринты

Барыс Пятровiч. Шчасьце быць... Трыпцiх, аповесцi. Апавяданнi, мроi. Мiнск, Тэхнапрынт, 2004.

Интеллектуальная проза? Да. Но диапазон писателя - от бытовых зарисовок до фантасмагории. Для героя трилогии "Стах" маленький средневековый дворик становится лабиринтом, в котором попадаешь из реальности в реальность. И, сделав неправильный выбор, не выйдешь оттуда никогда. Остаться без денег или унизиться, подняв чужой плевок? Соврать, чтобы тебя накормили, или остаться голодным? Остаться в сытом раю или уйти в неизвестность? Максималистом быть нелегко, но для героев Бориса Петровича это - единственная возможная дорога... А ощущение своей смертности - дар, помогающий обрести "шчасце быць". Повесть "Путина" реалистична. Восьмидесятые годы... Молодой белорусский журналист едет на далекие Курилы. Сахалин, Шикотан... Ничего не выдумано... И - не покидает ощущение фантасмагории. Гигантские ракетные установки. Бараки, где живут выселенные с материка проститутки. Поселок с комфортабельными домами, возведенный среди тайги и так и не заселенный - забыли провести канализацию... Медвежьи тропы в бамбуковых зарослях... Любовь и ненависть, правда и ложь... Любопытно, что повесть написана в жанре "потока сознания". Впрочем, в книге есть даже "Трызненнi" и "Мроi"... И "Пiлiпiкi" - истории про странного в лучших традициях абсурда Пилипа... На все вкусы, с изыском мастерства, о вечных вопросах бытия с узнаваемыми реалиями нашей жизни.

Иногда приходится доказывать школьникам, убежденным учебной программой в обратном, что есть живые белорусские писатели, и даже не старые, и притом пишущие на европейском уровне, которых читать интересно даже самому "продвинутому". Книга "Шчасьце быць..." - весомое доказательство этому.



Иэн Бэнкс. Мост. Санкт-Петербург, "Азбука-классика", 2004.

Как ни странно, авторы прочитанных мною рецензий на эту книгу воспринимают все сюжетные ходы всерьез. Разумеется, можно с удовольствием прочитать "Мост", не разгадывая символику. Между тем действие целиком проистекает в сознании находящегося в коме лысеющего инженера, бывшего хиппи, с не очень счастливой любовью к заядлой феминистке. Бэнкс составляет сюжет по излюбленной схеме: три пласта повествования. А чтобы читателю не было скучно, добавляет сновидений и бреда. Вначале мы встречаемся с Персоной героя, "демонстрационной" частью личности. Это Джон Орр, богатый эрудированный красавец, потерявший память. Но кроме Персоны, в нас есть еще много ипостасей... Например, Тень, агрессивное животное начало, которое само по себе не плохо и не хорошо - просто оно наша часть... Герой, воплощаясь в Тень, становится неграмотным варваром, прокладывающим дорогу мечом в мире магов и королей. Интеллект - в виде говорящего талисмана, блестящих каламбуров которого варвар не понимает. Герой не хочет осознавать реальность. Хотя подсказок хватает: Орр видит на каком-то условном экране изможденного человека на больничной кровати (т.е. собственное тело). На груди Орра - отпечаток руля, оставшийся после реальной роковой аварии. Бэнкс виртуозно играет стилями речи, составляя мозаику текста (т.е. перевод неплох, за исключением дурацкой речи варвара, искусственной нелепостью которой почему-то восхищаются все рецензенты). И вот - побег с моста... Фантасмагория с блужданием по тоталитарным режимам, с красочными картинами оргий и убийств (тут Бэнкс явно переборщил). Но в конце концов герой все же признает неприглядную правду и решает вернуться в свое бренное тело. Ведь нельзя бросать тоскующих по нас возлюбленных, даже закоренелых феминисток.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter