О том, как поссорились Олег Михайлович и Николай Андреевич

Ключи недопонимания

Случается, что после многолетних приятельских отношений люди ругаются, казалось бы, по надуманному поводу. В скандал вовлекаются родственники и соседи. При этом у каждой из сторон спора своя правда. Обиднее всего, когда все происходит из-за досадного недоразумения.

Доверил другу присматривать за домом 

Двое могилевчан преклонного возраста Олег Михайлович и Николай Андреевич проживают в частном секторе на одной улице. Прежде они частенько захаживали друг к другу в гости. Но потом между ними словно черная кошка пробежала. Перед тем как лечь в больницу на обследование, Николай Андреевич попросил соседа присматривать за его домом, кормить кота и собаку. Взяв ключи, Олег Михайлович заверил приятеля, что все будет в порядке. 

Однако выписавшись из больницы и вернувшись домой, владелец недвижимости был неприятно удивлен: в его домовладении хозяйничала чужая девушка, судя по всему, обосновалась она здесь всерьез — даже ночевала. В первую минуту хозяин подумал, что сосед без спросу сдал его дом квартирантам. 

Потребовав у незнакомки объяснений, Николай Андреевич услышал, что Олегу Михайловичу неожиданно представился случай отдохнуть в санатории по горящей путевке и пожилой человек попросил ее, Анну, свою внучатую племянницу, выполнять несложные обязанности по дому — кормить животных, расчищать от снега дорожки. Хотя и живет старик на другом конце города и ездить девушке сюда неудобно, отказать родственнику она не смогла: очень хотела, чтобы дед съездил в санаторий, поправил здоровье. А так как сейчас темнеет рано, Анна после всех хлопот по хозяйству иногда оставалась ночевать в чужом доме. По-другому не успевала. Постельные принадлежности принесла свои, ничего хозяйского не трогала. А сегодня с утра немного задержалась, потому что у нее выходной, решила поспать подольше. Вот как раз недавно встала. 

Кровная обида

Осмотревшись, хозяин дома убедился, что здесь действительно все в порядке: чисто, аккуратно, животные накормлены. Однако и это пожилого человека не успокоило. Как это часто бывает с одиноко живущими людьми, Николай Андреевич абсолютно не переносит посторонних в доме за очень редким исключением. Вместо того чтобы поблагодарить Анну, отобрал у девушки ключи от своего жилища и набросился на нее с упреками. Дескать, незаконно вторглась на его подворье, и он обязательно призовет ее к ответу. На возражение Анны, что ее об этом попросил дедушка, домовладелец заявил, что и Олег Михайлович здесь не хозяин. 

Анна, медицинский работник, аккуратная скромная девушка, ушла из негостеприимного дома чуть не плача. Позже она призналась, что очень редко в жизни ей встречались настолько недоброжелательные люди. Ведь ничего плохого она не сделала. Помогала человеку, которого прежде и в глаза не видела, абсолютно бескорыстно, без оплаты. 

Кругом виноватый

Возвращение Олега Михайловича из санатория было отнюдь не радостным. Сосед набросился на него с упреками, как тот посмел пустить в его дом постороннюю, обвинил в непорядочности. Родная сестра — бабушка Анны — и вся ее семья также на старика обиделись за то, что втянул «ребенка» в такую историю. 

Вместе с тем Николай Андреевич не мог успокоиться, грозился призвать «нахалку» к ответу. На просьбы соседа жаловаться на него, а не на девушку, раз уж есть такое желание, ничего не отвечал, только ухмылялся. 

На вопрос Олега Михайловича, а что ему надо было делать в такой ситуации — отказаться от поездки в санаторий, что ли? — бывший приятель пожимал плечами или ворчал, что не надо было соглашаться присматривать за домом. Никакие оправдания в расчет не принимались. 

Более того, домовладелец действительно ходил советоваться с юристами, спрашивал у них совета, как наказать соседа и его молодую родственницу. Правда, все специалисты в один голос просили его успокоиться, хорошо подумать, никуда не жаловаться, ведь ничего плохого не случилось. Напротив, ему бескорыстно помогали по его же просьбе. 

Выход есть

Юрист Николай Курносов также считает, что, с одной стороны, неприкосновенность жилища — конституционная норма, гарантирующая, что никто не вправе проникнуть в дом или квартиру против воли хозяина. За вторжение предусмотрена серьезная ответственность. Но с другой — в описанной ситуации нужно исходить из целей, мотивов, по которым одно лицо действовало, вроде бы нарушая право другого. Если бы дом остался без присмотра, то последствия для его собственника определенно были бы плачевные. Как повели бы себя голодные животные? А если бы крупный пес выскочил со двора и начал бегать по улице в поисках пропитания, распугивая прохожих? А если бы снега намело столько, что хозяин, вернувшись из больницы, вообще не смог бы открыть калитку? Поэтому домовладельцу надо все взвесить, прежде чем предпринимать какие-то действия. 

Конечно, ситуации бывают разные. К примеру, жительница Могилевского района летом, уезжая на неделю к дочке в другой город, попросила соседку время от времени поливать цветы на своей клумбе. О том, чтобы делать что-то в доме, и речи не было. Однако соседка, прекрасно осведомленная, где хозяйка хранит запасной ключ от своего жилища, воспользовалась случаем: разместила в чужом доме на ночлег своих гостей. Вот здесь ситуация действительно конфликтная. 

Что же касается возмущенного Николая Андреевича, он все же признал свою неправоту и попытался помириться с Олегом Михайловичем. Вот только согласится ли тот в следующий раз связываться с соседскими ключами от дома, все еще под большим вопросом. Ведь в любом случае пенсионеру пришлось пережить немало неприятных моментов, и какие выводы он сделал из затянувшегося конфликта, покажет время. 

Геннадий Михолап, адвокат Могилевской областной коллегии адвокатов:

— Я бы сказал, что описана часто встречающаяся бытовая ситуация. По моему мнению, здесь нет явных признаков якобы предполагаемого нарушения чьих-то прав, включая права Николая Андреевича. Им самим добровольно был предоставлен доступ с передачей ключей в свое жилое помещение для получения услуги по уходу за животными и присмотра за домом. Можно сравнить с услугами клининга. Если ничего в доме не пропало, не повреждено, то я не усматривал бы каких-либо противоправных деяний. Считаю, в данной ситуации не особенно важно, что «оказание услуги» было передано иному лицу, к тому же родственнику. 

mendeleva@sb.bу 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter