Ключ с правом передачи

В Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике сейчас идет работа над проектом закона "О внесении изменений и дополнений в Жилищный кодекс Республики Беларусь", который представлен Президентом.
В Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике сейчас идет работа над проектом закона "О внесении изменений и дополнений в Жилищный кодекс Республики Беларусь", который представлен Президентом. По словам председателя комиссии Василия ХРОЛА, фактически этот документ является новой редакцией Жилищного кодекса.

- Василий Петрович, прежняя редакция Жилищного кодекса была принята сравнительно недавно - два года назад. Почему понадобилось столь быстро его обновлять? Может быть, законодатели в свое время в чем-то недоработали?

- Принятый в 1999 году Жилищный кодекс стал значительным шагом вперед по сравнению с ранее действующим законодательством. Но жизнь не стоит на месте. И поэтому возникла необходимость внести дополнения, чтобы обеспечить реализацию основных направлений государственной жилищной политики, а также урегулировать правоотношения, связанные с развитием рынка жилья. Новый проект отвечает на два важных вопроса: как, с одной стороны, перевести жилищную сферу в режим безубыточного функционирования, а с другой - обеспечить социальную защиту малообеспеченных слоев населения. При этом ограничивается сфера ведомственного регулирования в жилищных отношениях рамками чисто процедурных вопросов. Роль ведомств сведена к определению единых нормативов, ставок, типовых форм, перечней и т.д.

- В нашей читательской почте немало писем от пожилых людей, в которых они жалуются, что купить жилье не в состоянии, а социальное им не положено. Поможет ли решить их проблемы новый кодекс?

- Могу вселить в ваших читателей некоторую надежду. Впервые в Жилищный кодекс включены нормы, направленные на особую защиту прав некоторых категорий граждан, в том числе одиноких стариков, достигших 70-летнего возраста, несовершеннолетних, детей-сирот. В статье 104 определены и другие категории граждан, которые имеют право на получение жилого помещения по договору социального найма. Это инвалиды I и II групп, ветераны войны, семьи лиц, погибших при исполнении государственных или общественных обязанностей, граждане, имеющие доход на каждого члена семьи менее прожиточного минимума, больные активной формой туберкулеза и тяжелыми формами хронических заболеваний, перенесшие лучевую болезнь, те, чье жилье стало непригодным в результате стихийных бедствий, техногенных или социальных катастроф, а также многодетные семьи, дети-сироты и ребята, оставшиеся без попечения родителей, семьи, взявшие на попечение не менее трех сирот. Как видите, круг лиц, которым может выделяться социальное жилье, значительно расширен. И это является нововведением для нашего законодательства. Вместе с тем необходимо обратить внимание на то, что право на получение жилого помещения по договору социального найма может быть реализовано один раз и возникает с момента принятия на учет.

- Какие еще новые поправки предлагаются в кодекс?

- Учитывая многочисленные просьбы, в нем появился ряд положений, которые устраняют противоречия между многочисленными нормативными актами, регулирующими плату за пользование жильем и техническое обслуживание. Скажем, наниматель и собственник должны ежемесячно оплачивать расходы, связанные с эксплуатацией и ремонтом инженерных систем и прилегающей к дому территории в зависимости от общей площади занимаемой ими квартиры, а также вносить отчисления на капитальный ремонт. Плата за коммунальные услуги исчисляется либо по показаниям приборов учета, а если они отсутствуют, - в соответствии с нормативами потребления. Тарифы за коммунальные услуги устанавливаются правительством или уполномоченными ими органами. К сказанному хотелось бы добавить, что предложенные Президентом поправки будут рассмотрены в первом чтении на осенней сессии. Сейчас в нашей и других комиссиях идет тщательная экспертиза всех положений и норм документа.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter