Наш эксперт — депутат Госдумы России Владимир Афонский

Клятва Гиппократа для журналиста

О ситуации в информационном поле Союзного государства размышляет депутат Госдумы РФ, заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по информационной политике Владимир Афонский.

Владимир Афонский: У каждой информации есть «фамилия и имя».
АЛЕКСАНДР ШАЛГИН / ПРЕСС-СЛУЖБА ГОСДУМЫ РФ / ТАСС

— Владимир Игорьевич, как вы, союзные депутаты, работаете в условиях пандемии?

— В основном в дистан ционном формате, хотя личные встречи тоже случаются.

— Как бы вы оценили нынешнюю ситуацию в Беларуси?

— То, что там происходит сегодня, — серьезный звонок для всех нас. Надо учиться прогнозировать подобные ситуации и работать на опережение. Мы недооценили противников, которые хотят расшатать наш общий дом. Удар по Беларуси — это удар по Союзному государству.

— Скажите, ваши избиратели знают о событиях в Беларуси?

— Туляки точно знают, что происходит в Беларуси. Конечно, объективной информации недостаточно, тут вы правы. Поэтому мы и обсуждали на комиссии вопросы корректировки информационной повестки. Нужно больше использовать контент региональных медиа, возможно, через грантовую поддержку союзной повестки, через аккаунты региональных СМИ в соцсетях.

— Как бы вы определили роль региональных СМИ в формировании общего информационного пространства Союзного государства?

— Они должны прежде всего рассказывать о межрегиональных связях, совместной работе в сфере производства, науки, образования, культуры, спорта, о поддержке старшего поколения, молодежных программах. Я много общаюсь с журналистами в разных регионах России и Беларуси. Они далеко не всегда владеют информацией о процессах интеграции, о важных и интересных событиях в жизни Союза.

— Сила слова — в чем она для вас лично?

— Слово играет важную роль в формировании массового сознания, оказывает существенное влияние на социальное самочувствие, на здоровье граждан. Всем нам хочется хороших новостей, хотя порой в погоне за хайпом журналисты злоупотреб­ляют своими возможностями. В итоге и правду не рассказывают, и людей попусту пугают. Жаль, что у журналистов нет своей клятвы Гиппократа.

— Сейчас обострились проблемы информационной безопасности. Скажите, кто нам угрожает?

— Страны, которые хотят завладеть монополией на политическом поле и в экономическом пространстве. Информационные войны не менее разрушительны, чем войны реальные. Мы видим это на примере «цветных революций». Схема довольно проста: раскачивание негативных настроений под лозунгом борьбы якобы за свободу, поощрение агрессии, призывы и подстрекательство к свержению законной власти.

— А как этому противостоять?

— Протестные митинги и демонстрации — это спланированные акции, которые финансируются из‑за рубежа через различные НКО. Не случайно Госдумой РФ шестого созыва был принят закон о некоммерческих организациях как иностранных агентах. К слову, в США подобный акт приняли еще в 1938 году в ответ на нацистскую пропаганду.

— На негативную информацию есть устойчивый спрос. Как переломить ситуацию?

— Негативных эмоций в два с половиной раза больше, чем позитивных. Об этом Кэррол Изард писал еще в 70‑х годах прошлого века. Порой отличить правду от лжи бывает очень сложно. Но у каждой информации есть «фамилия и имя». Ответственная подача материала — ключ к формированию конструктивного и позитивного информационного пространства.

— Недавно наша газета рассказала об уникальной союзной программе, благодаря которой у детей успешно лечат тяжелые заболевания позвоночника. Почему мы так скромно говорим об успехах Союзного государства?

— Это как раз вопрос к редакционной и трансляционной повестке дня. Необходимо формировать современную инновационную модель подачи информации. Этот вопрос стал недавно предметом обсуждения на комиссии с участием союзных СМИ. Не надо скромничать о наших достижениях, но и транслировать информацию необходимо с использованием современных технологий.

— Как не растерять достижения и успешно строить Союзное государство в условиях пандемии?

— Пандемия — это реальность, которую нельзя не учитывать. Сейчас на передний план выходят вопросы сохранения здоровья людей. Совместные программы будут обязательно продолжены. Часть из них, например образовательные и научные, переведены в дистанционный формат. Уверен, вместе мы справимся со всеми трудностями.

— Какими видятся вам перспективы союзных СМИ?

— Нужно идти к людям, знать их запросы, работать в интернет‑пространстве, соцсетях. Мы стоим на пороге трансформации в интерактивное медиапространство. Но говорить о полном отказе от традиционных газет и журналов преждевременно.

Юлия Васильева

julia@rg.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter