Клондайк

О визите в Москву госсекретаря США Хиллари Клинтон

Первый рабочий день в Москве госсекретарь США Хиллари Клинтон закончит в Большом театре, где ее будет сопровождать элегантный коллега Сергей Лавров. Большой известен на Западе без перевода, это символ самой России. Как известно, еще Буш–младший открыл это политическое ноу–хау — укрепить дружбу, заглянув партнеру в душу. Правда, много воды с тех пор утекло, когда «друг Владимир» и «друг Джордж» заглядывали друг другу в глаза. При Обаме между Россией и США наступило резкое охлаждение отношений вплоть до полного игнорирования друг друга. И вот госсекретарь — в Москве. От этого визита все ожидали прорыва...


...Честно говоря, вчера никаких прорывных идей не прозвучало, однако не осталось незамеченным коротенькое, но важное замечание одного из чиновников в окружении Хиллари Клинтон.


Советник президента США Майкл Макфолл после встречи с замглавы Президента РФ Владиславом Сурковым сообщил по поводу прав человека: «Мы пришли к выводу, что и в этом аспекте нам нужны перезагрузка и отказ от прежних подходов, осложнявших российско–американское партнерство». Многие мировые СМИ, не говоря уже о российских, тут же вынесли эту мысль на первые полосы: «Вашингтон готов отказаться от критики Москвы за нарушение прав человека и собирается предложить строительство общей системы ПРО!»


Так ли это? Американцы, конечно, прагматичные люди, но не такие уж мелочные... Тут, как мне кажется, дело в другом. ПРО, СНВ, Афганистан, Иран и даже Грузия — это всего лишь повестка дня, которая стояла и стоять будет. А вот взаимопонимание, перефразируя один хороший анекдот, — это дело случая. И его грех не использовать. После того как Барак Обама нечаянно–негаданно овладел премией мира, он как честный человек обязан теперь «жениться». И похоже, новый американский президент очень хорошо понимает, чего от него ожидают.


«Демократия не может быть привнесена в какую–либо страну извне. Каждая страна должна искать свой собственный путь, и ни один путь не является совершенным», — заявил Обама недавно в речи перед Генассамблеей ООН. Судя по этому высказыванию, сегодня в Белом доме кое–что изменилось с тех пор, как Вудро Вильсон сказал при отправке войск в Мексику: «Мы научим их избирать правильных людей...» Обама контрастирует даже с предшественником, известным своим «актом о демократии». Нынешний президент США признался, во всяком случае, в стенах ООН, что не считает нужным привносить демократию извне. Кстати, очень многие аналитики считают, что именно за подобный переворот в сознании он и получил Нобелевскую премию. Авансом...


Но вернемся к актуальной повестке дня. Конечно, вчера никто не указал конкретного места, где будет стоять новая российско–американская ПРО. Хотя назывались и Украина, и Кавказ, и Азербайджан, но все это звучит пока очень наивно. Максимум, что произошло в понедельник, так это первые российско–американские консультации, в ходе которых россияне узнали подробности планов американцев по изменению своей ПРО и отказа размещать в Польше и Чехии противоракеты и радар. Похоже, новой конфигурации противоракетной обороны США нет даже на бумаге. Но зато есть желание ее обсуждать.


Договор по СНВ, напротив, существует на бумаге, и очень давно, с 1991 года. 5 декабря истекает его срок действия. И не сказать, что уже 6 декабря, не успей его перезаключить, стороны вернутся к недоброй памяти гонке вооружений. Нет, просто России и США как солидным державам надо продемонстрировать остальному ядерному миру, что они держат вопрос под контролем. Некоторые аналитики даже говорят, что американцы где–то льстят России, признавая ее равноправным партнером в таком важном деле.


Другое дело — Иран и Северная Корея, которая накануне испытала пять ракет малого радиуса действия. Тут уже есть варианты, и использование этих вариантов является на самом деле настоящим искусством дипломатии. Влияние на эти страны дорого стоит...


Я уж не говорю о более близких соседях России. Несомненно, американцев интересует не только конфигурация ПРО, но и конфигурация СНГ, степень влияния здесь России. Например, Клинтон в очередной раз повторила, что США не признают независимость Южной Осетии и Абхазии. Кстати, это только для непосвященных подобное категорическое заявление звучит, как тупик. Для искушенных же дипломатов это просто Клондайк возможностей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter