«Клинское» клином вышибaют?

Недоросли с пивом в руках — типичная картинка любого города. В Гомеле схватились за голову: «Растим пивных алкоголиков!» И объявили войну... торговле
Недоросли с пивом в руках — типичная картинка любого города. В Гомеле схватились за голову: «Растим пивных алкоголиков!» И объявили войну... торговле.

К борцам с торговцами, продающими
пиво детям и подросткам, я присоединилась из солидарности: тоже, как, наверное, и вы, не хочу жить среди «хроников». Перед тем как отправиться в рейд по торговым точкам города, нужно было пройти инструктаж. Ответственный секретарь городской комиссии по делам несовершеннолетних Виктория Лапшина знакомила с обстановкой: «В прошлом году в городе задержали около тысячи пьяных подростков. Причем большинство из них налегало на пиво, ведь это модно. Но одно дело — попытка, так сказать, приобщиться к взрослой жизни. Другое — статистика: практически каждое четвертое преступление совершено в нетрезвом состоянии. А число преступлений у нас растет...»

— Так ведь пиво официально спиртным напитком не является? — спрашиваю, прикидываясь наивной.

— Точнее, не включено в перечень спиртного, — язвительно парирует Виктория. — Но градусы в пиве имеются. И пивные алкоголики в наличии. Правилами торговли продажа пива подросткам запрещена, однако продавцы об этом забывают. Теперь не будут. На днях городские власти решили, что контролировать вопрос и доводить его до административных комиссий будет прокуратура. А еще за такие нарушения предприятия могут лишиться лицензий. В общем, по новым правилам вы идете в рейд первыми.

Мой напарник — старший участковый инспектор по делам несовершеннолетних Советского РОВД Гомеля Юрий Грицков. Семеню за офицером по центральным улицам — Советской и Победы. Мы нарочно вышли в рейд в час пик — вечер, пятница...

— Давайте возле этого киоска постоим, — предложил инспектор Грицков. — У нас больше всего проблем с ларьками. Здесь обычно продают пиво кому ни попадя.

Но в милицейской форме даже в толпе Юрий смотрелся броско и подозрительно. Поэтому мне пришлось прилипнуть к витрине ларька и наблюдать. Вскоре появился подросток в спортивных штанах с вытянутыми коленками и протянул киоскерше 1,5 тысячи рублей: «Мне бутылочку пива». Сначала деньги нырнули внутрь, но потом высунулась голова в платочке.

— А сколько тебе лет?

— Восемнадцать, — врал тот, и меня уже тянуло махать Грицкову.

— Иди–ка ты парень отсюда. Придешь с паспортом — продам.

Такого поворота я лично никак не ожидала. Мой напарник тоже выглядел озадаченным: в его богатой практике — первый случай. Через 200 метров случился второй. Постояв в «засаде» минут 20 у частного киоска, стала свидетелем аналогичного сюжета. Неужели дошла до торговцев весть об ужесточении контроля? «То–то подростки теперь намучаются в поисках баночки! — радостно посмеивался участковый. Тем временем мы поравнялись с магазином «Аленка» торгового предприятия «Центр». Грицков отрицательно замотал головой: «В магазине не продадут. Вот увидите». Только переступила порог, как в очереди к винному отделу увидела недоросля. Высокий, но лицо прыщавенькое, юношеский пушок, на лбу написано: «Мне скоро 16».

— Пиво, — на стойку упала денежка.

— Вино или пиво? — переспросила продавец, крутясь между ящиками, и выдала сдачу. Грицков так и вошел в магазин с удивленно поднятыми бровями, тормознув пацана: «Пройдемте в подсобку». По магазину пронесся зловещий шумок. Забегали продавцы. Надвинулась заведующая. Продавец–нарушитель краснела и бледнела: месяц, как устроилась, на днях проводили инструктаж насчет продажи пива несовершеннолетним тоже. Знала. Но показалось, что парню есть 18, потому и продала. Простите, мол, на первый раз. Подросток тоже краснел и бледнел. Особенно когда заведующая магазином Мария Кускова пошла штурмом на него и инспектора: «Из–за таких балбесов люди страдают. Да вы бы лучше преступников ловили, чем честных людей штрафовать. Работать не даете. Почему родители его воспитанием не занимаются?» Мне лично захотелось присесть за ящики и попросить прощения. Но тут вмешался Грицков:

— Знаете что, уважаемая Мария Викторовна. Каждый должен исполнять свои обязанности. Согласен с вами и насчет родителей, и насчет балбесов. Но есть правило — не продавать, и вы должны его выполнять.

Вот что значит человек при исполнении! Я, наверное, протоколы бы скомкала, а подростка оставила в магазине продавцам — для профилактики.

На нашем пути — следующая государственная торговая точка. Девушка под зонтиком щелкала пивным аппаратом, посекундно шипя янтарной пеной. Народу крутилось побольше, чем в «Аленке», но двух подростков, жаждущих стакан «Днепровского», продавец раскусила в момент: «Какое вам пиво?! — прикрикнула. — Только сладкую воду!» Пацаны «почесали» дальше. Ну и мы, конечно, за ними. Потому что если жажда не утолена — сами знаете: недолго и засохнуть. Уже через дорогу — от очередной торговой палатки магазина «Березка» оптово–розничного предприятия «Кондитерские изделия» мальчишки отходили с бутылками. Но от нас не уйдешь.

Продавщицу Аню было искренне жаль: «У меня и брат так выглядит. Ему 18 лет. И он пьет пиво». На защиту молодой женщины тут же встала заведующая кафетерием Марина Путько: «Ты внимательно читай, что там инспектор пишет. А то вместо пива появится в протоколе спиртное». Но монолог прервал голос из очереди: «А вы бы продали пиво своему ребенку? Представьте, ему будет достаточно бутылки, чтобы захмелеть и делать всякие глупости. Кто знает, сколько подростку нужно, чтобы вот так с вашей легкой руки сломать себе жизнь?»

Под тяжелое молчание и шмыганье мальчишек, явно подавленных (хоть им ничего и не грозило), Грицков дописывал протокол. А у нас на пути был еще с десяток магазинов и киосков. Грустный результат тоже был. В одном из частных ларьков женщина призналась, что не продавать пиво подросткам попросту боится: «Они посылают на три буквы и бьют витрины». Да и вообще, говорили нам люди, если паренек захочет пива, то попросит дядю и тот купит ему бутылочку. Неужели все тщетно? И рейды, и штрафы до 10 базовых величин и лишение предприятий лицензий не помогут? Посмотрим, как будет дальше, но ситуация действительно сложная. Ведь пока одни взрослые с телеэкрана внушают детям, что пиво придумано только для настоящих мужчин, другие, в том числе родители, смотрят на «баловство» тинейджеров сквозь пальцы. Так что, как ни крути, а прав участковый: если бы каждый почитал свои обязанности — человеческие, родительские, служебные, — проблемы бы не существовало. А Грицков, поверьте, не романтик.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter