Климат влияет не только на погоду

Замминистра экономики Андрей Тур: «Реальный диалог между предпринимательским сообществом, правительством Беларуси и органами госуправления становится все более эффективным»

Иногда в оценках бизнес-климата в Беларуси  отечественные аналитики оказываются большими католиками, чем Папа Римский. Никто не спорит: еще осталось немало вопросов и проблем, которые необходимо обсуждать и решать. Но сказать, что в республике нет условий для ведения бизнеса, можно, только покривив душой. Да, имеются определенные особенности. Не всегда они понятны иностранным партнерам. Но и на Западе в каждой стране имеется немало своих «уникальностей». Например, в Германии признаются действительными устные трудовые договоры. А во Франции хозяйственный иск между двумя компаниями может рассматриваться года четыре, при этом судебные издержки могут превышать в 2—4 раза сумму иска. Словом, в каждой стране есть свои особенности. Будут они и в Беларуси. Но в целом условия для проявления частной инициативы в республике улучшаются. Подробнее об этом рассказал заместитель министра экономики Андрей Тур (на снимке). 

— Андрей Николаевич, прошлый год был богат законодательными инициативами в сфере бизнеса. Какие нормативно-правовые документы наиболее благоприятно отразились на бизнес-климате в республике? 

— В течение 2007 года  проведена значительная работа по совершенствованию регулирования предпринимательской деятельности, созданы наиболее благоприятные условия для развития частной инициативы. Так, главой государства и правительством республики принят ряд нормативных правовых актов, способствующих упрощению процедуры вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества, системы налогообложения и ведения бухгалтерского учета, порядка совершения государственными органами и организациями административных процедур в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, процедуры получения лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, оказанию финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства в рамках программ государственной поддержки малого  предпринимательства в Республике Беларусь, и других. 

На мой взгляд, наиболее значимыми нормативно-правовыми актами, которые способствуют развитию предпринимательства, стали: 

Декрет Президента Республики Беларусь от 26 ноября 2007 г. № 7 «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17», предусматривающий упрощение процедуры получения специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности; 

Декрет Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2007 г. № 8 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11», который предусматривает упрощение процедуры прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей, в том числе переход на заявительный принцип государственной регистрации субъектов хозяйствования, сокращение сроков государственной регистрации, отмену необходимости указания в учредительных документах видов предполагаемой к осуществлению деятельности, введение принципа одного окна при ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей; 

Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. № 119 «Об упрощенной системе налогообложения», в соответствии с которым право на применение упрощенной системы предоставляется коммерческим организациям со средней численностью работников до 100 человек (ранее предельная численность работников составляла не более 15 человек); коммерческие организации со средней численностью работников до 15 человек освобождаются от ведения бухгалтерского учета, для них упрощается статистическая отчетность; 

Указ Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. № 497 «Об отдельных вопросах применения упрощенной системы налогообложения и о внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. № 119», предусматривающий право перехода организаций со средней численностью работников, не превышающей 5 человек, и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, занимающихся розничной торговлей и (или) оказывающих услуги общественного питания, на использование в качестве налоговой базы валового дохода при применении в соответствии с законодательством упрощенной системы налогообложения, и ряд других преференций. 

— Рядом государственных программ предусмотрено активное стимулирование частной инициативы в регионах. Как продвигается этот процесс? 

— Особое внимание уделено развитию предпринимательства в малых и средних городских поселениях и сельской местности. В связи с чем приняты нормативные правовые акты, направленные на формирование благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности в указанных регионах. К их числу относятся указы Президента Республики Беларусь от 26 марта 2007 г. № 136 «О государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2007—2010 годы», от 7 июня 2007 г. № 265 «О государственной комплексной программе развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007—2010 годы», Декрет Президента Республики Беларусь от 20 декабря 2007 г. № 9 «Об отдельных вопросах регулирования предпринимательской деятельности на территории сельских населенных пунктов». 

— Планируется ли в дальнейшем улучшать условия для малого бизнеса? 

— В 2008 году правительство продолжает целенаправленную работу по созданию благоприятной среды для развития предпринимательства в республике. Этому способствуют принятые программные документы на кратко- и среднесрочную перспективу. 

В частности, Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 годы (раздел «Развитие малого и среднего предпринимательства»), Комплекс мероприятий по достижению прогнозных параметров развития малого и среднего пред-принимательства до 2010 года, Совместный план действий Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка по достижению параметров прогноза социально-экономического развития, бюджета и Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2008 год и другие концептуальные документы. 

Кроме этого, в настоящее время разрабатывается план мероприятий по совершенствованию условий инвестиционной деятельности и деловой среды. Он предусматривает мероприятия по созданию благоприятной среды в финансовой, инвестиционной, инновационной, ценовой сферах, управлению государственным имуществом, внешней торговлей. 

— В западных странах сложилась система, при которой сами представители предпринимательства активно участвуют в обсуждении различных законодательных проблем, выходят со своими предложениями. Как происходит диалог между государством и бизнесом в Беларуси? 

— Следует отметить, что в январе 2008 года в Минэкономики была представлена Национальная платформа бизнеса Беларуси-2008, разработанная общественными объединениями предпринимателей. Анализ мероприятий, содержащихся в данном документе, показал, что многие положения по улучшению условий деятельности субъектов предпринимательства, предложенные правительству, уже реализованы на практике или включены в программные документы, предусмотренные к реализации в ближайшие годы. В Платформе национального бизнеса Беларуси изложена позиция по таким вопросам, как защита прав собственности и развитие рыночных институтов, налогообложение, лицензирование и система выдачи лицензий, проверки, штрафы и наказания; регистрация и ликвидация, доступ к информации. 

Более 40 предложений из 76, провозглашенных в Платформе-2006, проект которой был направлен во все министерства и ведомства, в органы законодательной и  исполнительной власти, уже нашли свое отражение в нормативных правовых актах. В  частности,  приняты Указ Президента № 496 от 15 октября 2007 г. «О совершенствовании порядка создания индивидуальными предпринимателями унитарных предприятий и их деятельности», Декрет Президента № 7 от 26 ноября 2007 года, в котором учтены предложения, изложенные в Национальной платформе бизнеса Беларуси, в разделе III «Лицензирование и система выдачи разрешений». В частности, данным декретом исключена возможность отказа в выдаче лицензий по мотивам нецелесообразности открытия данного вида деятельности. Четко определена система понятий в области лицензирования. Предусмотрены меры, обеспечивающие реальное осуществление принципа одного окна при получении лицензий. Провозглашена отмена нормы о прекращении действия лицензии в связи с реорганизацией юридического лица. 

Указ Президента № 145 от 6 марта 2008 г. «Об отдельных вопросах уплаты налогов, сборов, арендной платы и представления налоговых деклараций (расчетов)» упростил некоторые вопросы налогового администрирования. Ряд налогов – земельный, аренда за землю, экологический, налог на недвижимость – будут уплачиваться не ежемесячно, а один раз в квартал. Кроме того, данным указом рекомендовано местным Советам депутатов установить с 1 апреля 2008 г. вместо ежемесячных сроков уплаты местных налогов и сборов еже­квартальные. 

Таким образом, реальный диалог между предпринимательским сообществом, правительством Беларуси и органами государственного управления развивается, становится все более эффективным. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter