Классика под слоем пыли

Где хранятся книги из закрытых сельских библиотек?В Дятловском районе практически не осталось сельских библиотек, живших за счет так называемых мертвых душ — несуществующих читателей. Процесс оптимизации библиотечной системы здесь выражается в таких цифрах: за девять последних лет в сельской глубинке закрылись 27 таких учреждений культуры из 52. Ответственные работники утверждают, что в результате таких перемен не пострадали ни сельские читатели, к которым пришел библиобус (привозная библиотека на колесах), ни библиотекари, которые были трудоустроены. Да вот только, если перефразировать поговорку, вместе с оптимизацией тут едва не выплеснули... книги.
BR>Неожиданный пролог
В редакцию позвонила дятловчанка Галина Коско, пригласила корреспондента приехать и увидеть, в каких условиях хранится книжный фонд закрытых сельских библиотек. По ее словам, скудное по площади книгохранилище, которым располагает районная библиотечная система, уже давно заполнено. А часть книжного фонда, увеличившегося за счет бывших сельских библиотек, свалена в ветхий сарай.
— Неужели так бесславно должны доживать свой век книги? — в сердцах вопрошала женщина.
Судя по всему, пенсионерка ситуацией владела сполна. Не скрывая своего имени, она не стала утаивать и тот факт, что без малого 40 лет проработала в библиотечной системе, из них 24 года — директором Дятловской ЦБС. Перед проводами на заслуженный отдых за преданность профессии ее наградили медалью “Ветеран труда”. Уже пять лет как бывший директор Галина Владимировна пополнила ряды истинных читателей из числа пенсионеров. Но с подобным отношением к книге она столкнулась впервые. Задело за живое.
Будет ли праздник на “библиотечной улице”?
В свое время тихую улочку Горького дятловчане называли библиотечной. Четыре расположенных здесь здания принадлежали районной библиотечной системе. Сейчас осталось только два, причем есть намерение одно из них выставить на продажу. Здания, простоявшие больше века, хоть и хранили дух времени, требовали основательных капиталовложений, которые культуре оказались не по карману. Местные власти приняли решение “переселить” библиотеку. Следует заметить, что ни на площади, ни на ремонт не поскупились.
— Мы не можем нарадоваться, что детская библиотека наконец располагает таким помещением, — говорит директор Татьяна Борисовец. — Здесь действительно созданы все условия для юного читателя, тем более что библиотеку предусмотрительно разместили по соседству с детскими образовательными учреждениями.
Центральная районная библиотека устроилась хоть и не столь удобно — на третьем этаже одного из арендуемых помещений в центре города, однако это тоже не худший вариант. Показывая корреспонденту новые апартаменты, директор Дятловской централизованной библиотечной системы Светлана Костюк рассказала, что в последнее время сюда пришла компьютеризация и другие новые веяния.
— А как же с хранением книжных фондов закрытых библиотек? — спрашиваю, подводя разговор к острой теме.
— И с этим у нас проблем нет, — уверенно отвечает директор.
“Неужели позвонившей в редакцию читательнице в кошмарном сне приснился томик Дюма, которому радуются грызуны в темном сарае?” — мысленно задаюсь вопросом. И решаю “раскрыть карты”.
— И зачем ей это нужно, столько лет уже на пенсии? — узнав, откуда ветер дует, бросает недоумевающую реплику в адрес бывшего директора сменившая ее на посту коллега.
Едем в книгохранилище. Заведующая отделом комплектования, обработки и организации библиотечных фондов Ада Лебецкая называет цифры, которые проливают свет на ситуацию. Оказывается, книжный фонд централизованной библиотечной системы насчитывает порядка 458 тысяч экземпляров, причем за первый квартал он пополнился примерно пятью тысячами новых книг и периодикой. Книг, поступивших в центральное книгохранение в связи с закрытием сельских библиотек, числится порядка 71 тысячи. Только в прошлом году поступило свыше 20 тысяч экземпляров, а последнее поступление из закрывшейся в этом году Ятвезьской сельской библиотеки составило 4557 книг. Ада Александровна поясняет, что за последнее время литература практически не списывалась, следовательно, хранилась. Но где?
Директор и присутствующий при разговоре начальник отдела культуры райисполкома Василий Шитько соглашаются с тем, что по существующим нормам для хранения имеющегося книжного фонда в районном центре должна быть выделена площадь примерно в 500 квадратных метров. Но этого нет. А есть разбросанные в разных концах города помещения, которые в два раза меньше.
То, что довелось увидеть в хранилище, где находится часть фондов закрытых библиотек, описать даже сложно. Здесь книги были сложены на полу рядом со стеллажами, некоторые лежали даже в мешках. Какова картина в других помещениях, включая упомянутый в телефонном разговоре сарай, корреспонденту увидеть, увы, не довелось.
Зато теперь в курсе всех дел начальник областного управления культуры Александр Лойко, который побывал в Дятлово накануне приезда корреспондента “НГ”.
— Проблемы с хранением книжных фондов в Дятлово, несомненно, есть, — прокомментировал ситуацию Александр Чеславович. — Загубить книги мы никому не разрешим, какие бы аргументы ни приводились, — констатировал он. — Этот вопрос находится на контроле управления культуры облисполкома. Судя по всему, местные власти, а отдел культуры финансирует районный исполнительный комитет, сделают конкретные шаги, чтобы разрешить ситуацию, — заметил он.
Но возникает закономерный вопрос: где, проводя оптимизацию библиотечной сети, намеревались хранить книжный фонд районные чиновники от культуры? И почему у нынешнего директора ЦБС, как она выразилась, “нет проблем”?
Как выяснилось, до звонка в редакцию пенсионерка Галина Коско побывала на приеме у председателя райисполкома Василия Гритченко, которому лично рассказала о сложившейся ситуации. Надо отдать должное, председатель не стал откладывать дело в долгий ящик и распорядился рассмотреть вариант выделения под книгохранилище здания, принадлежащего местному СПК. Правда, пока там расположены магазины.
А что же тем временем книги, которые преданный им человек воспринимает как нечто живое? Говорят, сразу после приезда начальника управления культуры облисполкома их вывезли из “книгохранилища”, напоминающего сарай, в другое.
Необходимое послесловие
Во все времена по отношению к книге судили об обществе. Возможно, сегодня меньше читают на “бумажных носителях”. Телевидение, Интернет все больше притягивают внимание. Но говорить о “смерти книг” — тоже преувеличение. Они издаются, причем стоят недешево. И библиотеки новые тоже все время открываются. В них приходят новые и новые читатели. Конечно, проблем сегодня много: и экономические трудности, и нехватка финансов, и недостаточность площадей. Но если нет трепетного отношения к книге, к мудрости, собранной многими поколениями, можно ли говорить о культуре? Книгам место на полках. А сараи или “напоминающие их помещения” предназначены для другого. Кто-то считает иначе?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter