Почему трудно идет диверсификация экспорта продовольствия?

Китайцам по стакану молока, нам – выгодный экспорт

ГОРДОСТЬ и разочарование. Такие противоречивые чувства обуревают при знакомстве со статистикой поставок АПК на внешние рынки. С одной стороны, Беларусь — крупнейший экспортер молочной продукции. По сливочному маслу и сухой сыворотке мы третьи в мире. Сыру, творогу, сухому обезжиренному молоку — пятые. С другой — все это обеспечено почти полностью за счет России. Туда сельхозпродукция идет на миллиарды долларов. Зато в другие государства — лишь на тысячи или считаные миллионы.  

Уже не один год много разговоров о диверсификации экспорта продовольствия. А каковы результаты? За три квартала нынешнего года поставки в Россию по линии Минсельхозпрода достигли 94,8 процента от всего объема и выросли на 0,6. Причем две трети приходится на Москву, Санкт-Петербург и Московскую область. Мы по-прежнему идем по самому легкому пути. В остальные регионы восточных соседей не особенно рвемся, не говоря уже о других государствах.

Формально статистика свидетельствует: в этом году продовольствие реализуется в 58 стран против 51 — в прошлом. Вырос экспорт в страны СНГ — Армению, Кыргызстан, Молдову, Туркменистан, Украину. Но весь объем его всего 58 миллионов долларов. А в государства дальнего зарубежья и вовсе 28 миллионов — минус 30 процентов к трем кварталам 2015-го. Последняя цифра нивелирует все сообщения о том, что в Испанию стали продавать в 6 раз больше, а во Вьетнам — в 5. Наибольший удельный вес поставок в дальнее зарубежье приходится на льноволокно, кожу и казеин. Мясо-молочная продукция занимает лишь десятую часть. Именно она может в перспективе дать прирост экспорта. Но ради этого надо приложить немало усилий. 

Возьмем, например, рынок Китая. 34 белорусских молочных предприятия сертифицировали продукцию для поставок туда. Но реализуют пока только два — «Савушкин продукт» и «Бабушкина крынка». Остальные всячески затягивают. Объяснения у всех одинаковые — экспорт в Поднебесную менее выгоден, чем в Россию. Этого никто и не оспаривает. Но на ближайших соседей нельзя рассчитывать до бесконечности. Наша молочная отрасль планирует нарастить производство. Всю дополнительную продукцию РФ не заберет. Надо настраиваться на упорную работу по налаживанию сбыта в страны Юго-Восточной Азии.

Китай — самый перспективный. На одного жителя за год приходится лишь 30 килограммов молока. В Беларуси — почти в десять раз больше, не говоря о производстве. При этом рост потребления в Китае идет огромными темпами: за десять лет почти в два раза. С 2006 года Правительство начало кампанию под лозунгом: «Стакан молока каждый день может сделать людей сильнее». Однако внутреннее производство не позволяет полностью удовлетворить растущий спрос на продукцию. Поэтому за прошлый год импортировано 9 миллионов тонн различных молочных товаров — в 3,6 раза больше, чем в 2009 году. 

Почувствовав запах денег, мировые производители устремились на этот рынок. К традиционным поставщикам из Новой Зеландии и США в последнее время добавились Литва и Украина. Неужели мы и дальше будем дремать и ждать, пока конкуренты поделят все ниши?

Но для их заполнения надо основательно изучать особенности страны. Например, там ежегодно рождается 16 миллионов младенцев, для кормления которых используются импортные смеси. В последние годы набирает популярность ультрапастеризованное молоко — считается более безопасным. 

Подобные подходы следует применять и к мясной продукции. Понятно, что со свининой к мусульманам мы не продвинемся. Ставку надо делать на птицу и говядину. Однако следует учитывать и другие национальные традиции. Скажем, в арабских странах действует правило: разрешено лишь мясо животных, забитых по технологии халяль. Для выхода на их рынки нужны соответствующие сертификаты. Они позволят, например, предлагать продукцию Объединенным Арабским Эмиратам. Страна в последние годы активно развивает портовую инфраструктуру, наладила реэкспорт. Поэтому, говоря об освоении рынка ОАЭ, необходимо учитывать и возможности поставок в Индию, Ирак, Иран, Пакистан.

Возможностей для расширения экспорта много. Но как подтолкнуть? Думается, нужны материальные стимулы. Следует увязать доходы руководителей, и особенно маркетологов перерабатывающих предприятий, с освоением рынков стран дальнего зарубежья. Уверен, после этого привычно ссылаться на трудности перестанут.

gedroiz@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter