Китай шагает по континентам

В последние годы о Китае иначе и не говорят, как о второй после США супердержаве. Все заметнее и их соперничество. Оно и понятно, уже несколько десятилетий бурно развивающаяся китайская экономика, требует все больше и больше сырья и энергоносителей

В последние годы о Китае иначе и не говорят, как о второй после США супердержаве. Все заметнее и их соперничество. Оно и понятно, уже несколько десятилетий бурно развивающаяся китайская экономика, требует все больше и больше сырья и энергоносителей.

Китай успел неплохо освоить центральноазиатский регион, тянет нефтяную трубу из России, добрался до Америки. 

По сообщениям зарубежных агентств, все три государственные нефтяные компании Китая ведут переговоры с канадцами — главными поставщиками нефти США. В середине прошлого месяца на одном из островов в Карибском море в рамках проходящего саммита южноамериканских стран, кроме прочего, обсуждалось строительство 1200 км газопровода из Венесуэлы в Колумбию, сооружение которого уже близится к концу. Труба, имеющая выход к побережью Тихого океана, позволит Уго Чавесу снабжать нефтью Китай. 

Активно сотрудничают китайцы и с другим ближайшим соседом США – Мексикой. Никого уже не удивляет, что на мексиканский рынок более 30 процентов товаров поступает именно из этой азиатской страны. Еще в 2004 году Мексика предложила Китаю свою нефть, чтобы хоть таким образом снизить свой внешнеторговый дефицит, достигающий ежегодно около 9 млрд. долларов. 

Всячески поддерживая стремление стран Латинской Америки сократить свою торговую зависимость от США, Китай планирует инвестировать в энергетические и другие проекты этого региона более 100 млрд. долларов. Одновременно Пекин позиционирует себя в бывшем третьем мире, как держава, способная быть альтернативой западному «золотому миллиарду», надежным партнером в экономической и военно-технической сферах. 

Издесь наиболее активно Китай работает в странах Африки. К неудовольствию тех же американцев и западноевропейских стран еще недавно владевших в этом регионе огромными колониями, китайцы находят понимание и поддержку в таких африканских государствах, как Ангола, Гана, Гвинея, Нигерия, Камерун, откуда только США получают 14 процентов импортируемой ими нефти. 

В начале этого года председатель КНР Ху Цзиньтао совершил 12-дневную поездку по странам Африки. Во время своего визита он посетил тот же Камерун, Либерию, Судан, Замбию, Намибию, ЮАР, Мозамбик и Сейшельские острова. 

Все наиболее авторитетные западные эксперты уделили этой поездке пристальное внимание, а некоторые расценили африканский тур китайского председателя как «один из самых важных дипломатических успехов товарища Ху за все время его пребывания у власти». Естественно, этой поездке была оказана и идеологическая поддержка. 

Как свидетельствует главная китайская газета «Жэньминь жибао», Китай уже более двух тысячелетий общается с Африкой. Сейчас у него установлены дипломатические отношения с 48 странами из 53, имеющихся на этом континенте. А ежегодный торговый оборот с 12 млн., который был в 1956 году, вырос до 50 млрд. долларов. И, как свидетельствуют темпы развития отношений, это еще далеко не предел. 

Вэпоху, когда беспрепятственные поставки сырья и энергоносителей становятся одним из важных критериев подъема экономики, особенно такой бурно развивающейся, как китайская, дружба со странами Африки имеет колоссальное значение. Но если западные страны, в том числе, конечно же, США, так до конца и не расставшиеся со своими колониальными замашками, все отношения с Африкой строят на жесткой коммерческой основе, при этом параллельно постоянно выдвигают им не только экономические, но и политические условия, то Пекин взаимодействует со странами африканского континента на основе не только тесного экономического, но и политического сотрудничества, тесно координируя свои действия с ними на международной арене. 

Ряд стран Запада и Россия не раз списывали долги с катастрофически неплатежеспособных стран Африки. Но никто не делал это так элегантно, как Китай. Только в ходе своей последней поездки председатель КНР Ху Цзиньтао пообещал простить 168 займов 33 африканским странам. Понятно, что делает он это небескорыстно, но, списывая старые, явно безвозвратные долги, предлагая беспроцентные кредиты или раздавая гуманитарную помощь, Китай старается не ущемлять традиций этих народов, не навязывать им своих принципов и взглядов. И эта гибкость, за которой просматривается выверенный до мелочей прагматизм, позволяет Китаю добиваться в африканских странах серьезных результатов. Так, в беспокойном Судане, где на протяжении уже нескольких лет не прекращаются жестокие военные столкновения, китайцы не только успешно осуществляют добычу нефти, но, вложив около 5 млрд. фунтов стерлингов, построили нефтепровод до Порт-Судана, через который беспрепятственно вывозят в свою страну добытые энергоносители. А когда Совет Безопасности ООН грозит принять против Судана санкции, Китай четко дает понять членам этой международной структуры, что он незамедлительно воспользуется своим правом вето. 

Всвое время другом ряда стран Африки был Советский Союз. Но после распада СССР образовавшиеся на его территории страны, в том числе и Россия, вынуждены были отказаться от своего влияния на этом континенте. Не спешил укреплять там свои позиции и Запад, убежденный, что Африка и так от него никуда не денется. И только Китай все это время последовательно наращивал свое присутствие, укрепляя так необходимую сегодня ресурсную базу своего развития. Вкладывая инвестиции в африканские страны, помогая им строить инфраструктуру, бороться с бедностью, Пекин одновременно активно поддерживает на этом континенте свои все более растущие и крепнущие диаспоры, приглашает молодых африканцев учиться в китайских вузах, где те постигают не только науку, но и менталитет древнего народа. В свою очередь все это способствует установлению более тесных связей между Китаем и странами Африки, более прочному миру и стабильности в этом стратегически важном и перспективном регионе. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter