17 декабря - День белорусского кино. Сходили туда, где хранятся артефакты из славного прошлого отечественной «фабрики грез»

Кинодом

Сегодня в стране отмечается День белорусского кино. Корреспонденты «СБ. Беларусь сегодня» сходили туда, где хранятся любопытные артефакты из славного прошлого отечественной «фабрики грез».


Праздник белорусского кино — это не только красивый повод и поздравительные ноты в адрес именинника (которому сегодня, к слову, исполняется 96), но и счастье от того, что мы еще застали тех, кто создавал настоящее народное белорусское кино. Многих, конечно, уже давно нет с нами, но память о них по-прежнему жива. Не только в телепрограмме канала «Беларусь 3», где с завидным постоянством транслируют ленты производства Национальной киностудии, но и в стенах самого «Беларусьфильма». Некоторое время назад там появился небольшой музей — официально «выставочный зал» — где собраны самые примечательные артефакты золотой эпохи отечественного кино. Туда, собственно, накануне важной даты и заглянули корреспонденты «СБ. Беларусь сегодня».

Много лет на «Беларусьфильме» не было помещения, где бы хранились узнаваемые костюмы, фотографии со съемочных площадок, афиши и плакаты разных лет, а также некоторые личные вещи актеров. Для выставок все это богатство собирали по службам и цехам — там и сейчас находится значительная часть реквизита и нарядов. Два года назад нынешний директор «Беларусьфильма» Владимир Карачевский озвучил решение проводить экскурсии по Национальной киностудии. Тогда же возникла необходимость собрать самые необычные экспонаты со съемочных площадок, которые десятилетиями хранились в студийных закромах. Сегодня все это текстильное, бумажное и фотографическое сокровище можно рассмотреть в деталях во время индивидуальных и групповых экскурсий. Пока они, правда, из-за пандемии временно недоступны.
Попасть на экскурсию на киностудию можно по предварительной записи. Пока, правда, придется немного подождать — до улучшения эпидемиологической ситуации как минимум. 

Кто на новенького

Любая картина начинается с названия. Фильм, который миллионы советских зрителей помнят под названием «Меня зовут Арлекино», на самом деле мог бы именоваться совсем иначе. На «Беларусьфильме» сохранился альбом с пробами актеров, где на титульном листе можно рассмотреть первый вариант названия ленты Валерия Рыбарева — «Ловушка 46». Также на начальных страницах — имена членов съемочной группы и список актеров, которых худсовет рассматривал на главные и эпизодические роли. Рядом с каждой фамилией — место учебы или работы и (!) домашний телефон. Главную роль в драме, как мы сегодня знаем, получил молодой красавец Олег Фомин, на тот момент актер Рижского ТЮЗа. В альбоме есть редкий кадр с кинопроб, где он позирует со своей экранной возлюбленной, актрисой Светланой Копыловой. А вот снимка самого актера нет. «Взято для цеха» — гласит надпись на пустой странице.


В такие альбомы раньше оформляли кинопробы.

В соседнем альбоме с кинопробами к невышедшей картине «Дьяволу и богу» (второе название — «Рукописи не горят») неожиданно находим черно-белый фотопортрет молодого Димы Иосифова — того самого Буратино, которого после фильма Леонида Нечаева полюбила вся страна. Без длинного накладного носа узнать актера сложно, но по глазам возможно. Пометка «утв.» (что значит утвержден на роль) рядом со снимком отсутствует.

Чтобы костюмчик сел

Кино — это еще и те, чья работа в основном за кадром. Все костюмы главных героев культовых кинолент на протяжении многих лет изготавливались в пошивочных мастерских киностудии. Оранжевая курточка Буратино, наряды Петрушки, Питера Пена, Звездного мальчика, робы заключенных из «Альпийской баллады» хранятся сегодня в соответствующих цехах. Исключение — летний костюмчик Леночки, главной героини военной драмы Льва Голуба «Девочка ищет отца». Таких одинаковых нарядов для съемок сшили три: мало ли, что-то измажется или порвется.

Костюму Леночки из драмы «Девочка ищет отца» уже шесть десятков лет.
  
Но если присмотреться, идентичных только два: на третьем вышитый узор на рукавах отличается от остальных.


Вряд ли заметный на экране, но все же киноляп. Кстати, костюмеры и мастерицы пошивочного цеха также бережно сохранили красные сандалики главной героини. Маркировка на них не даст соврать: 1959 год.

Недавно, к слову, в экспозиционном зале появился еще один примечательный экспонат — пальто экранного Янки Купалы, которого сыграл актер Николай Шестак в драме «Купала». Пальто сделали по образу и подобию оригинального (сегодня оно хранится в литературном музее Янки Купалы) — художник-постановщик и костюмеры даже нашли такую же ткань.

Галстук и паровоз на память

Народной комедии «Белые Росы» Игоря Добролюбова посвящен отдельный уголок. Его главный экспонат — гармонь балагура Васьки, героя Николая Караченцова. Вообще, для фильма закупили две гармони — и обе сохранились. Здесь же — шляпа и несколько галстуков, оставшихся со съемок. Фотопробы оформлены по обыкновению не в альбом, а в рамки — дань уважения актерам комедии, ставшей со временем культовой. Михаил Кокшенов и Наталья Харахорина свои портреты даже подписали. Оба — с обращением к режиссеру Добролюбову. «Игорь Михайлович! Я Вас полюбила! Давайте дружить!!!» — Наталья Харахорина в жизни, кажется, такая же оптимистка, как и ее экранная почтальонша Верка.

Вещи героя Николая Караченцова из культовых «Белых Рос».

Сын машиниста, маленький Миколка, вряд ли думал, что ему когда-нибудь придется вести самый настоящий паровоз. Картина Льва Голуба «Миколка-паровоз», снятая на «Беларусьфильме» в 1956 году, не только получила широкую популярность среди маленьких зрителей и стала одной из самых заметных отечественных детских лент, но и оставила после себя ценный музейный экспонат — макет паровоза серии В, оригинал которого был построен Коломенским заводом в 1871 году по заказу Московско-Брестской железной дороги. Мало кто знает, что сам фильм снимали на вокзале в Гродно — только он подходил под время действия картины. Здание вокзала было образцовым, еще дореволюционной постройки, также в наличии там имелось локомотивное депо и поворотный круг. Кроме того, художники нашли возможность стилизовать уже существующие вокзальные объекты под царскую эпоху.

Оригинал этой машины можно увидеть в картине «Миколка-паровоз».

leonovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter