Субботняя премьера на ОНТ – «Яков Зельдович. Теория горения и взрыва»

Кино — сильнейшее оружие

Устоять перед обаянием Якова Зельдовича невозможно 

Рано или поздно это должно было случиться: «Мастерская Владимира Бокуна», посвятившая много лет документальным фильмам, выходит на глубокую воду — в игровое кино. Первым и удачным экспериментом можно считать телепремьеру «Яков Зельдович. Теория горения и взрыва», которую зрители увидят впервые завтра на канале ОНТ в 16.20. 


Фильм получился трогательным и захватывающим, несмотря на вопиющую низкобюджетность. Своего рода наш ответ «Дау» Ильи Хржановского: такое же бережное отношение к деталям ушедшей эпохи, попытка с временной дистанции прочувствовать атмосферу, в которой приходилось работать, жить и творить советским ученым‑физикам. Так, посмотрев кино, вы узнаете, что уроженец Беларуси Яков Зельдович был одним из главных создателей ядерного оружия, а его биография — неисчерпаемый источник для кинематографистов: каждый поворот судьбы физика так и просится на экран. Скажем, в 25 лет дерзкий молодой человек, не имея высшего образования, сумел защитить докторскую диссертацию!.. Как и положено вундеркинду, Яков был весьма и весьма лиричен, пользовался большим успехом у женщин, любил анекдоты и мелкие шалости. В традициях того времени к Зельдовичу был приставлен «секретарь» из органов, но ученому все сходило с рук: наверху понимали, что такие люди незаменимы.

Сергей Савенков: «До съемок об этом ученом я ничего не знал. Благодарен судьбе за такую возможность сыграть талантливого, но слегка подзабытого соотечественника». 
В роли незаурядного атомщика из Минска трижды Героя Социалистического Труда выступил артист театра имени Горького Сергей Савенков. Неожиданно меткое попадание в образ. Актер сумел насытить своего героя изрядной долей авантюризма и «горения» на экране, устоять перед обаянием такого человека невозможно. Савенков вспоминает, что «знакомство» с выдающимся физиком для него случилось непосредственно на площадке: 

— На кастинг я пришел пробоваться на роль «секретаря», который по сюжету ходит за ученым по пятам. Но режиссер посмотрел на меня со всех сторон — и утвердил на роль самого Зельдовича.


Режиссер Алексей Макаренко признается, что выбор актера на главную роль был не из легких: 

— Мы долго обсуждали характер Зельдовича со сценаристом Ликой Новиковой, она достаточно подробно изучила его биографию и заметила, что все отзываются о нем как об очень живом человеке, текучем, как ртуть. На кастинге Сергей Савенков мне показался именно таким, и, кажется, я не ошибся. Недавно на первой презентации нашего фильма в кинотеатре присутствовали ученые, которые помнят Якова Зельдовича и даже встречались с ним (в 80‑х годах он приезжал в Минск), и все в один голос сказали, что наш экранный герой очень на него похож. 

В документальном проекте «100 имен Беларуси» речь идет о героях нашей истории: Домейко, Мулявине, Ковалевской, Врублевском и др. Фильм о физике Зельдовиче стал десятым по счету, но первым полностью игровым. Сценарист Анжелика Новикова считает, что личность самого Зельдовича подтолкнула съемочную группу к смелой форме: 

— Изучив его богатейшую биографию, нам не хотелось делать очередную документальную историю. Мы решили создать образ, который бы поняли, приняли и полюбили зрители. Поэтому игровая форма сама нашлась, сценарий легко написался и выстроился, все получилось.


Телезрителям будет сложно поверить, что премьера ОНТ «Яков Зельдович. Теория горения и взрыва» была снята всего за 5 дней, а бюджет ее составил 40 тысяч рублей. Снять столь увлекательный фильм за эти деньги удалось лишь благодаря безмерному и всеобщему энтузиазму, запредельной экономии и, как говорит продюсер Владимир Бокун, хорошему имиджу студии — многие готовы ей помогать даром. Скажем, лабораторные сцены, где Зельдович‑Савенков работает над чертежами своего «изделия», группа снимала в Институте тепло‑ и массообмена НАН в Минске: 

— Зельдович там бывал, и до сих пор некоторые установки в этом институте основаны на разработках нашего героя. Один из корпусов построен в 60‑х, и внутри здания сохранился дух того времени. Можно сказать, что мы нашли там готовые декорации. Конечно, благодарны сотрудникам института, они пошли нам навстречу и, наверное, из гуманитарных соображений разрешили снимать на их территории.

Кинематографическим ориентиром для своего фильма авторы выбрали «памятник» Михаила Ромма — драму «9 дней одного года» с Баталовым и Смоктуновским в главных ролях. «И по манере съемки, и по атмосфере старались приблизиться к мировому шедевру», — говорит режиссер Макаренко. 
«Мастерская Владимира Бокуна» продолжает съемки цикла «100 имен Беларуси». В данный момент идет работа над фильмами о губернаторе Минска Кароле Чапском и партизане Василии Корже.
viki@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter