Режиссер из Толочина создал фотоэнциклопедию Беларуси и придумал крутой конкурс о путешествиях по Синеокой

Кино на Заречной улице

Режиссер народной киностудии «Летопись» Дмитрий Ивченко окрылен Толочином. Родные места дают стимул запечатлеть яркие кадры для потомков. А снять первый серьезный фильм Дмитрия подтолкнула статья в «Советской Белоруссии». В 2003-м он прочел в газете об экспедиции в «колыбель для мамонтов» — Минусинскую котловину. О Клондайке для палеонтологов рассказывал преподаватель геофака БГУ Александр Мотузко. Получилось так вдохновляюще, что житель райцентра решил познакомиться с ученым лично. А заодно попросил взять его в следующую поездку. Александр Николаевич и его красноярские коллеги дали добро, вспоминает собеседник.



– Я сел в поезд и поехал, благо как железнодорожник могу раз в год отправиться в любую точку СНГ бесплатно. Впереди ждали приключения, новые знакомства. Сохранить все помогла камера, которую захватил с собой.

Из археологического вояжа осталось немало отснятых материалов. А еще — любопытные находки возрастом около 26 тысяч лет. Среди них — зуб шерстистого носорога, который толочинец до сих пор хранит как реликвию. В детстве мечтал стать архео­логом, так что приобщился к теме, улыбается Дмитрий Александрович:

— Жаль, пришлось сорваться домой в разгар раскопок. Зато понял: туризм — это мое. Как и желание не выпускать из рук камеру, чтобы поймать самое-самое. Снимаю, а потом обрабатываю фильмы в студии центра культуры и народного творчества и дома — на улице под красивым названием Заречная. 

По профессии Дмитрий Ивченко — железнодорожник, работает электромехаником на Оршанской дистанции сигнализации и связи. Но руководителем народной киностудии на полставки стал неслучайно. До этого активно вел семейную кинохронику. Вскоре ее разбавили документалки о регионе. Среди первых — «Город, в котором хочется жить». Земляки охотно пришли на премьеру. Но не стоит думать, что кино по-толочински для них в новинку. Небольшой райцентр — один из немногих в стране, где после развала Советского Союза удалось сберечь киностудию.
Дмитрий Ивченко уверен: творчество у него в крови. Вся  семья — мастеровая и с выдумкой. Его отец Александр Павлович был плотником, столяром, во всем талантливым. В подтверждение — необычный, считай тоже документальный, подарок, оставленный двум сыновьям и дочке: миниатюрные копии сельского дома и подворья со всей «начинкой». Раскроешь, а внутри — тот же вид, что и сто лет назад.
В Толочине много лет снимают кино. В 2016-м «Летописи» исполнилось полвека. Истоки районного Голливуда ведут к крае­веду, журналисту Анатолию Шнейдеру. В начале 1960-х по линии партии он получил невиданную на то время диковинку — кинокамеру, стал осваивать «важнейшее из искусств» и преуспел. И Дмитрий Ивченко, и предыдущие местные режиссеры — наследники талантливого земляка. Собеседник говорит, что с Анатолием Антоновичем общается до сих пор:

— И хотя он снимал по старинке — на кассеты, а я сразу на цифру, всегда находим что обсудить: творческие подходы, темы, которые волнуют, персонажей… Трудно ли с актерами на периферии? Честно, даже есть выбор. Для кого-то первые пробы перерастают в настоящую любовь к кино. 


На счету Дмитрия Ивченко не один десяток работ и побед на различных фестивалях, в том числе международных. «Летопись» отвечает названию — в ее фокус попадают все значимые местные мероприятия. К слову, руководство района оценило старания энтузиаста: у киностудии появились новенькие камера, ноутбук и штатив. Оцифрованы и шнейдеровские работы. На большом экране теперь можно увидеть события 50-летней давности. То, что раньше казалось обыденностью, сегодня уже история, считает собеседник:

— Разве не интересно «побывать» на районной маевке, на празднике зимы в Толочине? Только представьте: упряжка лошадей катает визжащую от восторга детвору. Расписные сани, звонкие бубенцы, скрип снега под полозьями — фильм берет за душу. Как и воспоминания ветеранов, участников Великой Отечественной, уроженцев района, переживших оккупацию, которые я начал записывать лет 10 назад. 

Вслед за документальными фильмами Дмитрий Ивченко взялся за игровое кино. А пару лет назад как заядлый турист, объездивший все районы Беларуси, придумал первый в стране открытый конкурс любительских туристических фильмов «Путешествуем по Синеокой». В этом году в нем поучаствовали не только наши сооте­чественники, но и жители России и Латвии. У Беларуси — большой туристический потенциал, не сомневается режиссер: «Главное — разжечь интерес к нашим изюминкам и достопримечательностям. И документальные фильмы этому помогают». 

Народная «Летопись»

Народные киностудии вроде «Летописи» в Беларуси можно пересчитать на пальцах. Как и конкурсы любительских фильмов. Вместе с тем в последнее время самодеятельным режиссерам стало проще заявить о себе. Удачный пример — полоцкий фестиваль «Я снимаю кино», за короткие сроки выросший в республиканский. Сегодня, когда снять ролик на смартфон может даже школьник, интерес к такому творчеству только растет. Полочане говорят про бум любительского кино. И проводят киноконкурсы среди детсадов, школ, средних специальных и профессионально-технических учреждений.

naumova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter