Кино для всех

Столичные киноманы — люди довольно избалованные. Мы уже привыкли к тому, что мировые кинопремьеры в Минске проходят в унисон с европейскими столицами...

Столичные киноманы — люди довольно избалованные. Мы уже привыкли к тому, что мировые кинопремьеры в Минске проходят в унисон с европейскими столицами. В этом большая заслуга УП «Киновидеопрокат» и его генерального директора Василия Коктыша — человека, который знает, как продать кино. О том, что это тоже своего рода искусство, и шла речь во время недавней интернет–конференции на сайте «СБ».


Самый лучший фильм


Нинэль: Как вам удается привозить новинки кино в Минск одновременно с мировым прокатом?


В.К.: В начале было сложно. Вспоминаю, как в 1997 году мы «Титаник» показали только через 6 месяцев после мировой премьеры, а в 1998–м «Сибирский цирюльник» спустя 8 месяцев... Зрителей тогда в кинотеатрах не было. Поэтому не было и предпосылок, чтобы нас посадили за стол переговоров, — интереса для правообладателей Минск в то время не представлял.


Частично помогло то, что у меня был опыт работы в аппарате республиканского Госкино. К тому же, будучи директором частной кинокомпании, провел два международных кинорынка (в Минске и Астрахани), меня уже знали. Первые удачные переговоры прошли по фильму «Звездные войны», который мы получили одновременно с мировым прокатом в 1999 году. А потом понадобилось еще почти 5 лет, чтобы киносеть Минска была принята в мировую систему кинопроката. Зато сегодня нам доступны все мировые премьеры. Правда, фильмов снимается очень много: около 900 новинок в год выпускает Голливуд и порядка 800 — страны объединенной Европы. Одновременно показать их не может ни одна страна. А так как у нас преобладают однозальники, то мы вынуждены для проката из хороших фильмов выбирать лучшие. Это обстоятельство не радует, конечно, правообладателей, но выскочить из этой обоймы мы можем, только если остановимся в развитии.


Кинолюб: В последнее время в кинотеатрах появилось новое белорусское кино. Пользуется ли оно спросом у зрителей?


В.К.: Нет, к сожалению. На «Дастиш фантастиш» люди пошли неплохо. Сработала нестандартная реклама. Но 30 процентов этих людей вышли из зала и предъявляли претензии к работникам кинотеатра, мол, зачем такое кино показывать. Сейчас идет фильм «Волки», и фильм достойный, но те 30 процентов зрителей уже не придут. Последний фильм, который был хорошо воспринят и не отвергнут кинолюбителями, это «Анастасия Слуцкая».


Ihar Melnikau, Минск: Отношение к современному военному кино у всех разное. Тем, кто воспитывался на советской военной классике, оно в большинстве своем не нравится. Другие, наоборот, говорят, что сегодняшние фильмы о войне качественны и правдивы. Каково ваше мнение?


В.К.: Я считаю, что такого кино не должно быть много, иначе оно искажает у молодого поколения истинное лицо войны. Если говорить о последних кинолентах, то хорошо, что появились «В августе сорок четвертого...» и «Брестская крепость». Фильмы, которые рассказывают о каких–то реальных эпизодах во время войны, как, например, «Рябиновый вальс», тоже уместны. Но снимать очередной «Днепровский рубеж», я думаю, не стоит. Весьма успешным в прокате оказался фильм «Сволочи», и он был принят подростками как патриотическое кино. Но все–таки я считаю, что данный фильм — это киноспекуляция на военную тему, в угоду зрителю.


— Что думаете о новом российско–белорусском проекте «Брестская крепость»? Когда будет премьера этого фильма?


В.К.: «Брестская крепость» — крепкий коммерческий фильм. 4 ноября он стартует в российском прокате. В Беларуси фильм будет показан на одном сеансе на фестивале «Лiстапад». Дату начала широкого показа в Минске мы еще не знаем.


Женя: А каких еще сюрпризов можно ожидать зрителям на «Лiстападзе»?


В.К. Не хотел бы раскрывать заранее программу фестиваля. Могу лишь сказать, что она будет одной из лучших за последние годы.


ДиноZaur: А интересно, какой фильм принес наибольшую прибыль «Киновидеопрокату»?


В.К.: Как и во всем мире, у нас в этом году самые кассовые фильмы «Шрэк навсегда» и «Алиса в Стране чудес». Мы рады, что на анимационные фильмы, как и в других странах, у нас ходят семьями. Таким образом, через кинотеатры мы выполняем социальную функцию, восполняя дефицит общения в семье. Совместные походы в кино сплачивают семьи. У меня очень много знакомых, которые мне за такое кино говорят спасибо.


Большой куш


Chilli: Говорят, что во время многих кинофестивалей вовсю идет торговля кинофильмами. Дескать, ради этого и устраиваются все эти «кинотавры» и «канны»?


В.К.: Далеко не всегда на фестивалях организуются рынки. На Московском кинофестивале, например, могут какие–то переговоры вестись, но кинорынка там нет. В Каннах — да, на «Берлинале» — да. Но это небольшая толика мирового кинорынка, который уже поделен дистрибьюторами. И эта работа ежедневная. Новичку купить кино достаточно сложно. Все кинокомпании уже на стадии производства фильма определяют, кто будет заниматься прокатом картины. А за крупными голливудскими компаниями закреплены дистрибьюторы, которые не меняются десятилетиями. Так, например, лондонские представители мирового кинорынка работают на Европу, а московские — на постсоветское пространство.


СБ: То есть мы работаем с Москвой?


В.К.: К большому счастью. Потому что там фильмы дублируются на русский язык и тиражируются. И нам это обходится значительно дешевле, чем, если бы мы покупали напрямую в Европе и дублировали сами. Такого количества премьер, тем более мировых, у нас бы, конечно, не было.


СБ: Сколько фильмов в год мы показываем?


В.К.: Последние 5 лет — по 280 — 300 фильмов в год. То есть у зрителей сегодня есть выбор. Для кинотеатральных сетей, включенных в систему мирового проката, фильмокопии предоставляются бесплатно. А уже после проката 50 процентов кассовых сборов перечисляются правообладателю. За 1,5 — 2 месяца до начала выхода фильма на экраны заключаются договоры на прокат, которыми определяются кинотеатры, количество сеансов, сроки проката... И не дай Бог отступить от условий договора, сразу последуют штрафные санкции или отказ в праве дальнейшего сотрудничества.


СБ: А если фильм не пошел?


В.К.: Такое тоже бывает. В среднем себестоимость одного сеанса — 495 тысяч рублей (в «Октябре» — 900 тысяч). Все, что ниже по заполняемости зала, — все в убыток. В таких случаях правообладатель, как правило, идет навстречу, и сокращает сроки проката.


Юрий Зятев: Каким вам видится кинопрокат, например, в 2015 году?


В.К.: Я вижу и дальше... Многие профессии исчезнут. В «Киеве», например, киномеханика уже нет, там работает инженер–компьютерщик. Жесткий диск доставляется в «чемоданчике» и после закачки в память проектора отправляется обратно правообладателю DHL–почтой (это стоит 60 евро). Показ открывается по специальному коду на конкретный проектор. После окончания проката фильма вся информация о зрителе и показанных сеансах считывается и через компьютерную сеть поступает к правообладателю... Думаю, что в 2015 году сигнал уже будем получать со спутника. К тому времени приведем в комфортабельное состояние все кинотеатры и кинозалы, чтобы сам термин «зал повышенной комфортности» ушел в историю. А примерно через 6 — 8 лет мы заменим кинопленочные технологии показа на цифровые. Будущее не за частными кинотеатрами, а за кинотеатральными сетями в единой структуре и системе управления.


СБ: Если есть такие технологии, почему до сих пор не организована продажа билетов через интернет?


В.К.: Мы готовим кинотеатральную сеть для работы в таком режиме и услуги по интернет–продажам будем оказывать не в ущерб зрителю. Если сегодня мы пойдем на те предложения по интернет–торговле, которые поступают от частных компаний в отношении самых посещаемых кинотеатров, то, по сути, узаконим спекулянтов, которые стоят на входе перед кинотеатрами. Хотя с таковыми как раз мы уже практически справились, когда начали по 30 билетов оставлять для продажи за 30 минут до начала сеанса.


СБ: Существует ли в наших кинотеатрах проблема пиратства?


В.К.: Сейчас технологии таковы, что можно записать фильм, подключив определенное устройство к проектору, и не надо никакой камеры, кино копируется в идеальном качестве. Можно записать в зале — это не идеальное качество, но тоже хорошее. Но каждая копия имеет свой электронный штрих. Если с нее сделали копию на DVD или выложили в интернет, то кинотеатр, где это было сделано, вычисляется элементарно. И последствия для него просто губительны. Вплоть до запрета на прокат как минимум до замены администрации. У нас таких случаев пока не было. Надеюсь, Бог будет миловать. Потому что это огромные штрафные и административные санкции. И кинопрокат за это отвечает.


Инна: Почему так дорого стоят билеты в кино?


В.К.: Билеты у нас стоят на порядок ниже, чем в соседних странах.


Места в партере


Рима: Скажите, а сколько у нас частных кинотеатров в стране?


В.К.: О стране мне трудно сказать. Знаю, что в Барановичах есть частный кинотеатр, и сегодня в Витебске инвестор выкупает кинотеатр. В Минске пока частных кинотеатров нет.


СБ: А почему частники не идут в этот бизнес?


В.К.: Кино — это вообще рискованный бизнес. Ни один автор фильма, режиссер, продюсер не уверен в успехе. Бывает, что два фильма, снятые по одним и тем же лекалам, на одну и ту же тему, со звездами «выстреливают» по–разному: один просто сумасшедшие сборы получает, а другой проваливается в прокате. Это во–первых. А во–вторых, за счет того, что в Минске государственный кинопрокат начиная с 1997 года был весьма активен, вел агрессивную политику в отношении завоевания доступа к мировым премьерам и в деле развития материально–технической базы кинотеатров. Естественно, частники осторожничали. Окупаемость вложений в кинотеатральный бизнес, кроме рискованности, носит долгосрочный характер. Например, кинотеатр «Беларусь» при высокой годовой рентабельности 26 процентов вернет затраты на строительство только через 10 лет.


Но, с другой стороны, сегодня ходить в кино стало модно, а попасть на мировую премьеру — даже престижно. Поэтому частный бизнес начал проявлять к этой сфере больший интерес. Для зрителя это хорошо. Что смотреть и где смотреть — вот те вопросы, которые поднимают людей с диванов. Но если «что смотреть» мы зрителю уже обеспечили — в части фестивальных показов мы не уступаем Берлину и опережаем Лондон. По моим подсчетам, в Минске есть около 6 тысяч зрителей, которые хотят посещать фестивальное или так называемое артхаузное кино. И мы демонстрируем примерно 180 таких фильмов в год. В том числе на проектах «Канномания», «Окно в Венецию», «Эхо берлинского кинофестиваля» и другие. Нужно только сохранить этот уровень. А всего, думаю, что с открытием новых кинозалов будем показывать не 300, а 350 фильмов в год.


Что касается «где смотреть», тут еще есть над чем работать. Сегодня в системе УП «Киновидеопрокат» 15 кинотеатров. Мы сделали много, но не сделали еще большего. Как ни странно, много проблем возникает с новыми креслами. Не понимают белорусские производители, что кинотеатральные кресла — особенные, они должны принимать анатомию человеческого тела...


Облачко: А почему бы не вернуться к видеосалонам? Маленьким уютным залам, где все по–домашнему?


В.К.: Пожалуйста, приходите в «Центр–видео», там можно очень комфортно посмотреть кино. Но будущее не за такими залами. Другое дело, небольшие залы класса «люкс» в мультиплексах, оснащенные новыми цифровыми технологиями. Таким будет «Авангард» рядом с метро «Грушевская», который мы сегодня проектируем.


Анна: Есть ли в Минске кинотеатры, где можно смотреть фильмы без перевода на русский?


В.К.: Показы фильмов на языке оригинала с субтитрами и без мы организовываем совместно с посольствами, аккредитованными в Беларуси. Проходят они в «Центральном», иногда — в «Победе».


Воспитание чувств


Марина: Что, по–вашему, отличает зарубежные кинотеатры от наших?


В.К.: Комфорт! По качеству картинки на экране и звуковому воспроизведению мы не уступаем любому европейскому кинотеатру. Отстаем по комфортности зала, общепиту, хотя бары и расширяют ассортимент. Но больше всего уступаем в культуре. Почему? Наверное, в этом виноваты и мы сами. Когда публики не было, мы были рады любому зрителю: и с бутылкой пива, и с чипсами. В европейских кинотеатрах такого нет... Культура поведения зрителей в кинотеатре потеряна. Когда наше поколение ходило с детьми в кинотеатры, мы вели себя по–другому: ребенку тихонько конфету разворачивали, чтобы не мешать соседу. Сегодня на соседа никто не обращает в зале внимания.


Жданчик: Был недавно в кинотеатре в Москве. Зрители заходят в зал с упаковками поп–корна, и никому это не мешает. А как вы относитесь к еде в кинозале?


В.К.: К сожалению, у нас тоже с поп–корном приходят. Но я лично против поп–корна, которым пропахли некоторые кинотеатры. Считаю, что есть надо в кафе, а не в кинозале.


Вася, Минск: Какой у вас любимый кинотеатр? А то девушку пригласил в кино, не знаю, в какой лучше идти?


В.К.: В любой. Главное, чтобы девушка нравилась. А если серьезно, то я бы сегодня пошел в Дом кино на 5–й ряд. В «Киев» — горжусь этим кинотеатром. Еще мне не стыдно было бы сводить девушку в «Мир», «Берестье» или «Аврору», в которых есть залы повышенной комфортности. Если девушка очень красивая, я бы ее повел в «Беларусь», чтобы показать другим, — там всегда многолюдно.


Шаг вперед в 3D


Лиля: Слышала, в Минске скоро появятся новые 3D–кинотеатры?


В.К.: Да. В декабре откроем «Салют» и «Центральный». В следующем году еще 3 кинотеатра, и так по нарастающей.


Поклонник: Вам жаль, что новый фильм о Гарри Поттере выходит не в 3D?


В.К.: Не сказал бы, что я расстроился. 19 ноября мы выпускаем «Гарри Поттер и Дары смерти: Часть 1» на 6 кинокопиях в 6 ведущих кинотеатрах. А в «Киеве» есть и другие фильмы. Зато следующий фильм о молодом волшебнике, который выйдет летом 2011 года, мы сможем показать одновременно сразу в нескольких кинотеатрах в 3D–формате.


Кстати, не все фильмы в 3D отвечают качеству «Аватара». Дело в том, что сейчас многие студии просто зарабатывают на популярности фильма Джеймса Кэмерона и не снимают в 3D, а переводят фильмы в этот формат. Мне это не нравится — получается, мы обманываем зрителей. Они сразу чувствуют разницу. «Темный мир», например, первое российское кино, которое снято по этой технологии. Но, к сожалению, оно тоже не дотягивает по качеству до голливудского 3D.


Иди и смотри


PULP: Не считаете, что современная домашняя техника медленно, но верно вытесняет культуру похода в кинотеатр?


В.К.: Не считаю. В свое время зрителей из кинотеатров забирало видео. Теперь частично забирает интернет. Но все–таки современные технологии производства фильмов, которые позволяют воплотить самые фантастичные идеи автора в картинку за счет применения цифровых технологий и компьютерной графики, лучше всего передаются именно на большом экране. Для этого мы и переоснащаем кинотеатры, чтобы максимально донести до зрителя авторскую версию фильма. Сегодня мировой кинематограф идет по пути создания высокозрелищного кино. Его будет все больше, а значит, больше людей будет ходить в кинотеатры. Кроме того, человек уже устал от общения с самим собой и с компьютером. Когда ты смотришь фильм не один — возникают другие эмоции и другое настроение. Поэтому перспективы кинотеатрального проката весьма радужные.


Кстати, в прошлом году минские кинотеатры посетили 4 млн. 170 тыс. зрителей. А за 9 месяцев этого года уже на 240 тыс. больше.


Ольга: Василий Петрович, а вы сами в кинотеатры ходите?


В.К.: Последний раз полностью смотрел «Аватар». К сожалению, чем больше руковожу кинопрокатом, чем меньше остается времени на фильмы. В кинотеатрах бываю часто, но смотрю по 10 — 15 минут либо начало фильмов, либо концовку. Люблю выходить вместе со зрителями при полных залах. Когда полные залы и зритель уходит довольный — энергетика потрясающая. Посмотреть фильм целиком редко удается. Но в принципе — это не я придумал — настоящий кинопрокатчик фильм чувствует кожей.


Рейтинг самых кассовых фильмов 2010 года в минском кинопрокате:


«Шрэк навсегда».


«Алиса в Стране чудес».


«Начало».


«Сумерки. Сага. Затмение».


«Битва титанов».


«Шерлок Холмс».


«Наша Russia: Яйца судьбы».


«Любовь в большом городе–2».


«Принц Персии: Пески времени».


«Как приручить дракона».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter