Километры, помноженные на тонны

В 2009 году 194 водителя из Беларуси получили дипломы Международного союза автотранспорта

Для качественной торговли необходимо научиться эффективно использовать транспорт и склады

Чтобы товар продать, его нужно как минимум переместить от производителя до магазинной полки. Перевозки — это составляющая, без которой невозможно наладить эффективный экспорт. В том числе и силами малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. О значении транспортной отрасли для повышения продаж белорусской продукции за рубеж рассказал председатель ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП» Николай Боровой (на снимке).

— Николай Иванович, вас как руководителя крупнейшего в республике объединения представителей международного автотранспортного бизнеса не могли не привлечь к решению проблемы продвижения белорусских товаров как внутри станы, так и за рубежом.

— Одна из главных задач перевозчиков — обеспечение доставки товаров по назначению, точно в срок, в целости и сохранности. За 9 месяцев текущего года свыше 60 % общего объема экспортно-импортных поставок товаров автомобильным транспортом обеспечено белорусскими перевозчиками. При этом выручка от экспорта транспортных услуг, по данным статотчетности, составила свыше 758 млрд. руб.

Доставка товаров требует серьезной подготовки. И не только организационной или технической. Очень важна степень компетентности менеджеров, специалистов, водителей. Наши перевозчики доставляют товары более чем в 50 стран мира. А ведь каждое государство обладает своей спецификой: законодательной, правовой, культурной, своими традициями и так далее.

Поэтому при ассоциации «БАМАП» организован многопрофильный учебный центр, все его программы адаптированы к требованиям Международного союза автомобильного транспорта (МСАТ). Качество этой работы МСАТ оценивает как очень высокое. Например, только в 2009 году 194 водителя из Республики Беларусь получили почетные дипломы Международного союза автомобильного транспорта.

— Руководством государства предприняты меры, стимулирующие экспортные поставки за счет привлечения к международной торговле малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Несомненно, капиллярные поставки способны «раскачать» региональные рынки в сторону белорусских товаров. Но у небольших предприятий сразу возникает проблема с доставкой микропартий товаров, скажем, в ту же российскую глубинку…

— С проблемой доставки мелких партий грузов сталкивается большинство компаний. Перевозка товаров на большие расстояния на машинах грузоподъемностью менее 3,5 тонны редко экономически целесообразна: слишком значительны транспортные затраты, что существенно увеличивает конечную цену товара. Ассоциация давно и серьезно занимается снижением себестоимости перевозки мелких партий грузов. Пять лет назад мы заказали специальное исследование в Институте экономики НАН Беларуси. Этот научный труд был использован для подготовки Программы развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года, утвержденной постановлением Совмина от 29.08.2008 № 1249. В ближайшие годы в стране должна быть создана цепочка логистических центров для обслуживания и транспортировки товаров.

Транспортные предприятия — члены ассоциации «БАМАП» уже сегодня удовлетворяют потребности малого и среднего бизнеса в услугах по доставке мелких партий грузов на экспорт, используя имеющиеся терминальные и специализированные складские площадки. Но надо видеть перспективу. На мой взгляд, дальнейшее развитие транспортной логистики как сферы бизнеса, несомненно, просто необходимо. Практика использования современных технологий в отрасли автомобильных перевозок в Беларуси имеется, но ее надо развивать и совершенствовать.

— Недавние меры, предпринятые в стране, создали индивидуальным предпринимателям беспрецедентно льготные условия для поставок белорусских товаров за рубеж. Попали ли под эти льготные программы перевозчики, которые обслуживают именно малый и микробизнес?

— Этот вопрос надо рассматривать комплексно, с учетом повышения эффективности использования транспорта и снижения затрат на транспортировку товаров в целом. Сегодня производители товаров нередко приобретают собственный автомобильный парк, строят для своих нужд склады… Но какова эффективность использования этого транспорта и хранилищ, трудно сказать. Ведь затраты на реализацию этих проектов растворяются в себестоимости продукции. Однако мировая практика говорит о том, что без использования эффективных транспортных и терминальных систем невозможно обеспечить доставку товаров с низкими затратами. На мой взгляд, к проблеме необходимо подходить комплексно. В том числе создавать систему стимулов для развития транспортной отрасли в целом, привлекательные условия работы для всех грузоперевозчиков, а не только для компаний, которые обслуживают определенные сегменты бизнеса. Ассоциация «БАМАП» работает в этом направлении. Ряд наших предложений по упрощению административных процедур, снижению ввозных пошлин на новые автомобили, упрощению налогового законодательства уже принято. В следующем году планируется отменить налог на приобретение автомобильных транспортных средств, налог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от мобильных источников выбросов (экологический налог).

— Кстати, члены ассоциации «БАМАП» могут способствовать разгрузке складов отечественных автомобилестроителей в качестве потребителей их продукции.

— В парке белорусских перевозчиков автомобили МАЗ составляют около 20 %, и без этой техники нам не обойтись. С Минским автозаводом у ассоциации «БАМАП» имеется долговременная программа по сотрудничеству. Надо отметить, что отечественные седельные тягачи за последние годы значительно прибавили в качестве. Мероприятия по модернизации завода, внедрению новых технологий позволяют надеяться на дальнейшее совершенствование техники.

Сегодня имеются проблемы с техническим перевооружением парка большегрузных автомобилей. Указ главы государства дает возможность приобретать отечественную технику по льготным кредитным ставкам, однако даже при таких условиях средства на модернизацию имеются далеко не у всех грузоперевозчиков. Наши перевозчики готовы приобрести эти тягачи, найти им прибыльное применение. Но необходим механизм рассрочки платежа, для того чтобы машины начали приносить доход, из которого можно было бы расплачиваться с поставщиком.

— По вашему мнению, насколько сильно повлияли меры, предложенные рабочей группой, на реальную разгрузку складов?

— Работа созданной распоряжением премьер-министра группы показала свою эффективность на практике. Как сообщил на недавнем заседании Совета по развитию предпринимательства в Республике Беларусь директор Департамента по предпринимательству Минэкономики Александр Лихачевский, с сентября поступило около 46 предложений по решению ряда проблемных вопросов, по мнению предпринимателей, препятствующих активному продвижению белорусских товаров. Объем продукции отечественных производителей, реализованной субъектам малого предпринимательства, вырос с 1—1,5 % в начале года до 9,9 в общем объеме реализации. Конечно, это пока не кардинальное решение проблемы. Но динамика налицо.

Думаю, что данной рабочей группе необходимо продолжить работу. Привлечение малого бизнеса для участия в создании экспортных товаропроводящих сетей — серьезный процесс. Еще предстоит принять немало продуманных решений для организации комфортной среды по продвижению белорусских товаров.

Фото: Михаил КОНЮХ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter