Кинематографисты Юрий Елхов и Дмитрий Зайцев сняли фильм «Неприкосновенность»

Хьюстон, у нас проблемы

Недавно наш киноландшафт взбудоражили два корифея — Юрий Елхов и Дмитрий Зайцев. Взбудоражили тем, что взяли да и сняли фильм. На собственные деньги, выступив сразу в нескольких профессиональных качествах. И уже активно рассылают премьеру на международные фестивали, например, в далекий Хьюстон. Значит, есть о чем нашим мастерам поведать миру? Не оставляет их жгучий творческий непокой? Премьеру своей картины “Неприкосновенность” обещают провести 15 января в минском Доме кино. Созывают весь честной народ — коллег, прессу, простых зрителей.

 
   
 

   Кадры из фильма “Неприкосновенность”.

Так и знал, что наши “старички-разбойнички” что-то замышляют: не пропускали они ни одного пресс-показа на Минском международном кинофестивале “Лістапад”, живо обсуждали каждую картину, заговорщицки перешептывались.

Юрий Елхов уверен, что его новая работа не останется незамеченной.
Напомним основные вехи мастеров. Юрий Елхов — оператор культовых советских киносказок Леонида Нечаева “Приключения Буратино” и “Про Красную Шапочку”, режиссер первого (кажется, и последнего) белорусского исторического блокбастера “Анастасия Слуцкая”. Дмитрий Зайцев как оператор снял картины “Иван Макарович” Игоря Добролюбова, “Люди на болоте” Виктора Турова, “Черная береза” Игоря Четверикова и другие. Как режиссер — фильм “Цветы провинции” по роману Георгия Марчука, остросюжетные картины “Между жизнью и смертью” с Евгением Сидихиным и “Стая” с Сергеем Гармашем. В общем, оба — и Зайцев, и Елхов — люди опытные, бывалые, иллюзий не питающие.

— Мы выступили фильммейкерами проекта, — с ходу огорошил модным словом Юрий Елхов. — Мы здесь авторы сценария, операторы, продюсеры, дистрибьюторы. Оригинальный саундтрек написал Олег Орлов. По жанру — остросюжетный криминальный детектив. Герой фильма — высокопоставленный чиновник с большими связями, он совершает преступление и остается безнаказанным. Живет в большом загородном доме. Он знакомится по телефону с молодыми одинокими женщинами, приглашает их в ресторан, потом везет к себе домой.

— Заинтриговали. Откройте секрет: как два медведя во время работы уживались в одной кинематографической берлоге?

— Братья Васильевы тоже работали вместе, — вступает Дмитрий Зайцев. — Хотя они вовсе и не братья были, а однофамильцы. Нам работалось легко, потому что мы очень любим свою профессию.

— Первая картина, которую мы сняли вместе за свой счет — “Обитель для художника”, — документальный фильм о художнике Николае Исаенке, — продолжает Елхов. — И сейчас мы очень хотим снимать кино. Увы, обстоятельства этому не способствуют. Времена честной конкуренции прошли. Выигрывает не тот, у кого лучший сценарий, а тот, кто может найти деньги на проект. Никакого другого выхода не оставалось, кроме как снимать на собственные деньги, а поскольку их не так много, всем, кому предлагали сценарий, говорили: “Хотите сняться бесплатно?” В итоге набрали команду из 10 актеров.

Дмитрий Зайцев уже пробовал себя в остросюжетном жанре, снимая картины “Между жизнью и смертью” и “Стая”.

— А техническая группа?

— У меня есть собственная коммерческая студия, все оборудование принадлежит мне. То есть это внебюджетные деньги. Сам монтирую, все техническое обеспечение делаем бесплатно. Мы не заплатили художнику, композитору, переводчику, актерам... Уже перевели фильм на английский язык, отправили на фестиваль в Хьюстон, на фестиваль “Золотой Витязь” и Международный кинотелефестиваль DetectiveFEST в Москву. Закончим премьерные дела и продолжим работать над его фестивальной биографией. Это надо делать. Чисто на съемки ушло два дня. А с монтажом, переводом, субтитрами работа заняла два месяца.

— Обратите внимание, в каком качестве снята картина! — уточняет Дмитрий Зайцев. — Мы хотим показать потенциальным спонсорам, что на нас можно зарабатывать деньги.

Есть у Юрия Елхова и свой рецепт, как вывести белорусское кино из долгосрочного кризиса:

— В Беларуси сейчас много независимых студий, которые снимают кино за маленькие деньги, отправляют их на международные фестивали и получают призы. Отремонтировали киностудию “Беларусьфильм” — и что? Пустые коридоры, больше половины комнат закрыты на ключ. Я предложил бы отдать эти пустые комнаты независимым студиям за низкую арендную плату, а может, и под первую прибыль. Чтобы они использовали всю техническую базу киностудии, вдохнули в нее жизнь. Это было бы выгодно всем. Они почувствовали бы свою причастность к кинопроцессу. Но никто на это не идет.

Когда-то мы предлагали сценарий “Деревенское танго”. Хотели возродить традиции фильма Игоря Добролюбова “Белые Росы”, который стал лидером проката. Снять настоящую народную комедию. Был написан хороший саундтрек. Но нам сказали: “Это никому не нужно”.

— Ваш фильм появится в прокате?

— Все будет зависеть от Министерства культуры. С Домом кино мы заключили договор на премьеру. Посмотрим, как будут развиваться события.

— Юрий Александрович, сейчас много говорят о правах на тот или иной фильм. Вы получаете отчисления за показы картин “Приключения Буратино” или “Про Красную Шапочку”?

— Нет, ничего не получаю. Эта картина принадлежала Гостелерадио, а не “Беларусьфильму”. И там столько правопреемников поменялось за это время... Даже не знаю, кто ее сейчас продает. Я помню, как Леонид Нечаев обивал все пороги, чтобы получать хоть что-то, но не добился ничего. Доживал в нищете, хотя фильмы были проданы во многие страны и бесчисленное количество раз показывались по телевизору. Потому что произошел слом системы. Неизвестно, кому картины стали принадлежать. Так же, как и права на мою работу “Анастасия Слуцкая” через посредников продали одной из российских студий. И в мировом прокате она называлась “Княгиня”. Этот беспредел c правами начался с картины Миши Пташука “В августе 44-го...”.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter