Хватит жаловаться на «хваробы»

За множеством интересных дел думать о них нашей читательнице Нине Поршневой в свои 85 лет просто некогда!

За множеством интересных дел думать о них нашей читательнице Нине Поршневой в свои 85 лет просто некогда!

Когда договаривались о встрече, Нина Михайловна сразу предупредила: дома бываю редко, все репетиции, гастроли… Снова удивила она меня. Из писем в редакцию жительницы Зельвы Нины Поршневой, всегда, к слову, очень теплых, благодарных, знаю про удивительную жизненную активность нашей читательницы. Но знаю и то, что недавно она встретила 85-летний юбилей. А ведь как проводят время многие наши пенсионеры почтенного возраста? Все больше дома, у телевизора…

Воспитание любимых внуков, огородик в 0,7 сотки земли, с которых бабушка, как выяснилось, собирает та-а-акие урожаи помидоров, чеснока, лука, моркови, свеклы, репы, — далеко не полный список ее приоритетов. Знакомство, личная встреча еще многое рассказали об этом человеке.

«Родные дети меня почти не видели…»

Появившись на свет в семье, где папа был военным врачом, Нина Михайловна может по праву своей родиной  в одинаковой мере считать Беларусь, Украину и Россию. Родилась девочка в белорусском Койданове, но зафиксирован данный факт уже в Смоленске, куда перевели отца по службе. Затем — Киев. Киев… Здесь прошел самый трагический этап в жизни семьи. Здесь их застала Великая Отечественная война.

— Когда пришла беда, мне было 13 с половиной лет. Мы, подростки, участвовали в строительстве линии обороны города. Как позже выяснилось, на самом деле «противотанковые рвы» использовались как подпольные коммуникации. Объект важный. Помню: 30-градусная жара, бомбежка, а мы работаем на лесосплаве. Чтобы получить трудодень, нужно было выложить кубометр дров. Из-за слабого здоровья в школе я была освобождена от физкультуры. Зато в тяжелых условиях военного времени, изнурительного труда в холодной воде исчез мой врожденный порок сердца… Киев держал оборону 72 дня, — вспоминает Нина Михайловна.

Время, о котором горько вспоминать. Но в котором, слава Богу, всем им удалось выжить. Отца снова переводят. В город Налинск Кировской области. У Нины за плечами уже педучилище. Предложенная ей должность инспектора отдела образования сулит перспективы…

— Работать я не смогла. Представьте: мне 20 лет, и я должна доводить методики, причем совершенно глупые, до опытных педагогов со стажем. «По семейным обстоятельствам» мы переехали в Беларусь, — рассказывает ветеран педагогического труда.

Это звание Нина Михайловна получила, отработав 48 лет воспитателем в детских домах. Послевоенная жизнь тяжелая, но никому и в голову тогда не приходило отказываться от детей! Родителям ее воспитанников просто не посчастливилось увидеть Победу… Обиженные судьбой ребятишки были очень благодарны воспитателям. Всех мужчин детского дома они считали папами, всех женщин — мамами. Им верили, их искренне любили, уважали. На праздники по сей день на почтовый адрес любимой воспитательницы отовсюду приходят открытки и письма. На столе, за которым мы пьем ароматный чай из душицы, роскошный осенний букет. Благодарность за бережное отношение к сердцам и душам от детей, ставших взрослыми…

— Кроме воспитательной работы, вела уроки рисования, кружки. Родных детей, можно сказать, не видела: ухожу на работу — они еще спят, прихожу — они уже спят. Работала добросовестно, по-другому не могла, — говорит Нина Михайловна.

Добросовестность ее замечали и отмечали. «Тов. Поршневой за успехи в рабселькоровской деятельности», «Воспитательнице Зельвенской школы-интерната Поршневой Нине Михайловне за достигнутые успехи в коммунистическом воспитании учащихся. 2 октября 1971 года». В прежние времена подобная оценка труда дорогого стоила. А вот — одна из «свежих» грамот. «Узнагароджваецца Поршнева Ніна Міхайлаўна, удзельнік хору ветэранаў вайны і працы «Успамін», за прапаганду вакальна-харавога мастацтва, патрыятычнае выхаванне моладзі і ў  сувязі з 10-годдзем народнага хору». Выйдя на пенсию, бабушка открыла новую яркую страницу своей жизни.

Песня жить помогает

— С этими репетициями и гастролями не успеваю следить за огородом! — по-доброму жалуется Нина Михайловна.

Может, пора привлечь помощников? Нет, от соцработника бабушка отказывается категорически: «Сама справляюсь». Зять каждую весну предлагает вскопать огород. В ответ слышит то же: «Справлюсь сама». И справляется!

Но где же так активно гастролирует ветеранский хор? До четырех концертов в месяц дают бабушки и дедушки в домах для пожилых людей в разных городах. «Когда мы приезжаем, стариков на концерт приносят даже на носилках. Ведь мы поем песни нашей молодости, исполняем военные композиции — все то, что близко нашему поколению. Главврач одного из интернатов нам рассказывал: пригласили как-то для бабушек и дедушек звезд эстрады, заплатили им большие деньги, а песни эти души стариков не тронули…» — говорит солистка хора Нина Михайловна.

Каждому выступлению предшествуют серьезные репетиции — по этой причине и не застать почти бабушку дома. Ближайшее выступление хора пройдет в отделении круглосуточного пребывания для пожилых и инвалидов в деревне Мадейки.

Песня далеко не единственное увлечение нашей читательницы. Она создает еще и удивительные картины, выставка которых недавно прошла в райцентре.

— Сейчас выполняю спецзаказ. Внуки попросили нарисовать копию картины Ренуара «Весенний букет», хотят украсить ею интерьер своей квартиры. Не посоветовались со мной, хотели сделать приятное: купили краски — титановые и цинковые разных оттенков, а они друг друга «съедают», смешивать их нельзя. Одним словом, картина точно получится «с историей», — смеется Нина Михайловна.

А еще она пишет стихи. Первый и единственный (пока!) сборник «Хочется душу открыть», в который вошли 85 стихотворений, увидел свет к 85-летию автора. «Неужели столько лет прошло, неужели столько миновало? Все давно в историю ушло, а по жизни вроде бы и мало… Смотришь фотографии, и вдруг оживают лица позабытые, улыбается так мило друг, а лицо приветное, открытое…» — цитирует Нина Михайловна любимые строки из сборника.

«Прекращайте смотреть сериалы!»

На вопрос, считает ли Нина Михайловна себя человеком счастливым, она без раздумий отвечает: «Конечно!» Хотя в жизни у нее были события и весьма трагические, оставившие на сердце рану навсегда…

— Человек сам выбирает свой путь. Можно сидеть и жаловаться на старости лет на жизнь, обстоятельства, болячки... Вот у нас в хоре молодых нет. Соберемся иной раз вместе и давай обсуждать, что где у кого кольнуло, заныло. «Стоп, — говорю, — хватит «пра хваробы». Всем пожилым людям советую иметь увлечение, много ходить пешком и — самое главное — прекратить смотреть сериалы! Лучше читать хорошие книги, — советует читательница.

17 лет назад умер муж Анатолий Карпович. С тех пор она сделала выбор в пользу одиночества. Хотя, не скрывает, многие предлагали руку и сердце.

— Я однолюб. С мужем у нас были и очень тяжелые во взаимоотношениях периоды, но другие мужчины меня никогда не интересовали, — признается.

Когда-то из-за работы она вынуждена была меньше уделять внимания родным детям, поэтому теперь часто гостит у родственников, активно общается с внуками и долгожданным правнучком Ильей. Педагогический талант помогает поддерживать теплые отношения со всеми.

— У внуков моих свои взгляды на все. Поэтому их бесполезно в чем-то переубеждать, но общий язык мы всегда находим. Я где-то могу им посоветовать, сказать «а может, было бы лучше так», но не приказывать. С детьми нельзя быть диктатором, — делится Нина Михайловна.

Но из большой педагогической практики вспоминает историю, когда ей пришлось проявить твердость. Одна из воспитанниц детского дома отличалась особенной вспыльчивостью. Регулярно срывала занятия и как-то даже во время одного из них всерьез пригрозила: сейчас, мол, возьму и выброшусь из окна… На что Нина Михайловна спокойно ответила: «Бросайся! Тогда в классе наступит тишина и покой!» А про себя подумала: «Если и такая мера воздействия не даст должного эффекта, тогда, что делать, сяду…»

Недавно эта воспитанница приезжала к Нине Михайловне в гости вместе с мужем и четырьмя дочками-красавицами. Когда историю рассказали супругу, он просто не поверил… Значит, в том числе и та разовая мера воздействия, возможно, не укладывающаяся в каноны педагогики, дала такой стойкий положительный эффект.

На снимке: Нина Поршнева: «Работы еще много, но постараюсь, чтобы отличий между репродукцией Ренуара и копией не было».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter