"Хваля" улучшим качество сотовой связи вместе

Сегодня мы можем быть в курсе любых событий, независимо от того, где они произошли. Все потому, что мир насыщен новыми технологиями и современными беспроводными радиоэлектронными устройствами. Пандемия только усилила эти процессы. Что ж, хочешь оставаться мобильным — значит, не обойтись без сотовой подвижной связи. Кстати, потребители предъявляют к ней все более высокие требования. Попробуем понять, что и как можно сделать для достижения этой цели.

Начальник управления международного сотрудничества государственного предприятия «БелГИЭ» Павел Балцевич.

Услуги сотовой подвижной электросвязи оказывают в нашей стране четыре оператора. Благодаря их работе стандарт 3G доступен уже более 99 процентам населения, проживающего на 98,4 процента территории республики. Развертывание сетей UMTS-900 улучшило показатели качества сетей сотовой подвижной электросвязи вдоль основных дорог и на территориях с плотной городской застройкой, увеличилась и пропускная способность сетей. 97,4 процента белорусов могут воспользоваться услугами сотовой подвижной электросвязи стандарта LTE. 

Использование данной технологии позволяет получать не только традиционные услуги (видеоконтент, просмотр телевизионных программ и др.) в режиме реального времени с большой скоростью и высоким качеством, но и развивать принципиально новые сервисы. Стандарт LTE делает возможной высокоскоростную передачу видео, фото, звука на большом расстоянии (это важно, например, для здравоохранения — проведения онлайн-консультаций, пересылки результатов медицинских исследований).

— Министерство связи и информатизации поставило перед нами задачу по оценке покрытия и качества услуг сотовой подвижной электросвязи. За последнее время наше предприятие немало сделало в части анализа и поиска пути по комплексному улучшению системы оценки качества предоставления этого рода услуг, — поясняет начальник центра радио­мониторинга государственного предприятия «БелГИЭ» Сергей ­Боровский. — Собственно, оценка качества проводится систематически, некоторые показатели изучаются с определенной периодичностью. Также мы работаем над тем, чтобы выявить такие участки территории, где качество услуг нельзя назвать высоким.

Начальник центра радио­мониторинга государственного предприятия «БелГИЭ» Сергей ­Боровский.

Государственное предприятие «БелГИЭ» является на данный момент главной платформой по оценке качества услуг сотовой подвижной электросвязи на территории республики. Что же представляет собой существующая отлаженная многофункциональная система, оказывающая широкий спектр услуг в сфере электросвязи? Она включает в себя три основных модуля. Во-первых, это непосредственно парк передвижных и носимых испытательных аппаратно-программных комплексов — мобильные тестовые терминалы и сканирующие приемники. Во-вторых, сюда входит центральный сервер — система хранения и обработки данных. Наконец, разработан и действует веб-портал, который позволяет готовить отчеты и размещать публикации результатов измерений.

— Для проведения контрольно-измерительных мероприятий мы используем специальные испытательные аппаратно-программные комплексы, — поясняет Сергей Боровский. — С их помощью можно измерить зону покрытия, определить параметры качества сотовой подвижной электросвязи стандартов GSM, UMTS, LTE и 5G, например, вдоль маршрутов движения транспортных средств, внутри зданий, сооружений, помещений, в общественном транспорте, на пешеходных зонах и т.д. Аппаратно-программные комплексы позволяют обработать полученные результаты и оценить ключевые показатели. Результаты измерений перенаправляются из локального сервера в центральную базу данных государственного предприятия «БелГИЭ», в которой также осуществляются обработка, анализ и дальнейшее хранение. Далее из серверной системы хранения информация поступает на наш специальный веб-портал. 

Результаты измерений фиксируются на карте, а также в виде таблиц. Параметры и показатели качества сотовой подвижной электросвязи отображаются с годовой и поквартальной отчетностью, а также с возможностью фильтрации данных по областям, типу местности (городская/сельская), по стандарту связи.

Веб-портал является основной частью системы оценки. Доступ к нему имеют Министерство связи и информатизации, УП «A1», СООО «Мобильные ТелеСистемы», ЗАО «БеСТ», а также абоненты сотовой подвижной электросвязи. Все данные доступны только Минсвязи и государственному предприятию «БелГИЭ». Авторизованные пользователи-операторы связи имеют доступ только к той информации, которая относится к их компании. Оно и понятно: каждый должен проанализировать результаты именно своей работы, обратить внимание на выявленные недостатки, чтобы своевременно приступить к их устранению.
Система оценки качества развивается сегодня так, чтобы не только операторы сотовой связи, но и сами абоненты могли участвовать в процессе улучшения качества услуг. 

Такой подход поддерживается в рамках госпрограмм или инициатив во всех развитых странах. В Беларуси инициативу поддерживает Министерство связи и информатизации.

— Понятно, что любой оператор хочет развивать конкурентные предложения, свои сети. Абонент же хочет выбрать услугу с учетом рейтинговой информации и своих предпочтений. То есть обе стороны абсолютно в равной степени заинтересованы в том, чтобы качество услуг улучшалось. В этой связи позвольте рассказать о нашей новой разработке — мобильном приложении «Хваля». Оно предназначено для работы на смартфонах, планшетах, других мобильных устройствах, установить можно будет бесплатно, — говорит начальник управления международного сотрудничества государственного предприятия «БелГИЭ» Павел Балцевич.
 — «Хваля» позволит улучшить бизнес-процессы внутри каждого оператора электросвязи, поскольку приложение должно стать дополнительным каналом коммуникации с абонентами. Обработав большие объемы информации, поступающей от клиентов приложения, мы сможем сделать правильные выводы, принять адекватные решения и в конечном итоге повысить ответственность каждого оператора в части выполнения своих обязательств.

В свою очередь, абоненту сотовой связи «Хваля» позволит…

  • определить уровень принимаемого сигнала и зону покрытия на интересующей его территории,
  • оценить качество предоставляемых сервисов операторами сотовой связи,
  • узнать место расположения обслуживающей базовой станции, расположение ближайших базовых станций других операторов,
  • отправить отрицательные результаты для последующего предоставления операторам сотовой связи.

Государственное предприятие «БелГИЭ» последовательно реализует намеченные мероприятия. В данный момент завершает разработку уникального для нашей страны продукта — мобильного приложения, которое должно стать новым источником информации по сбору, обработке, мониторингу и анализу данных в области услуг сотовой подвижной электросвязи. 

Далее необходимо будет заняться внедрением приложения в действующую систему контроля качества. Понятно, что чем больше абонентов будут пользоваться «Хваляй», тем лучше будет для контроля качества.

Кстати, на предстоящем 28‑м Международном специализированном форуме по телекоммуникациям, информационным и банковским технологиям «ТИБО-2022» государственное предприятие «БелГИЭ» представит стенд, посвященный системе оценки качества услуг сотовой подвижной электросвязи и мобильному приложению «Хваля». Приходите на выставку, задавайте свои вопросы, вносите предложения!



Виолетта РУЖАНСКАЯ.

УНП 101110680
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter