В ближайшие месяцы несколько минских художников должны найти себе новые мастерские

Художники на перепутье

В ближайшие месяцы несколько минских художников должны найти себе новые мастерские — так называемые места общего пользования жилых домов (колясочные, электрощитовые, проходные подъезды) в аренду им больше не сдают. Некоторые из таких помещений не одно десятилетие были пристанищем для картин и их авторов, переходили от мастера к мастеру иногда даже с мольбертами и другими ценностями, остававшимися от прежних хозяев. Теперь здесь нет места для творчества. По новым правилам эти квадратные метры снова становятся общей собственностью жильцов домов, как и предусматривалось проектами строительства изначально.

Покидать обжитые стены всегда тяжело. Эмоции бурлят, подпитываясь слухами, что ЖРЭО стали избавляться от невыгодных им арендаторов, ведь с осени платить за коммунальные услуги обитатели мастерских начнут по себестоимости, а не в двойном размере, как было до сих пор. Белорусский союз художников настаивал на этом много лет и добился–таки, что отныне творческие работники — отдельная группа потребителей, хотя еще недавно мастерские относили к гаражным кооперативам. И вот пожалуйста — художников уже просят освободить территорию, которая вполне может подойти для небольшого магазина или салона.


Начальник отдела нежилого фонда ЖРЭО Советского района Минска Наталия Широкая сверяется с Указом № 421:

— Такое исключено, никто не имеет права открыть здесь магазин или что–то еще. Все эти помещения будут возвращены в состав мест общего пользования. Ни частное, ни юридическое лицо не сможет их арендовать точно так же, как и Союз художников.

Однако проблема переезда не отменяется — не станут ли художники бездомными? В советские времена во многих жилых домах творческие мастерские строились специально, на верхних этажах проектировались мансарды с высокими потолками, широкими окнами. Оплачивалось это строительство деньгами худфонда, благодаря чему около 300 только минских мастерских сегодня — неприкосновенное имущество Белорусского союза художников. Но современные архитектурные проекты никаких мастерских не предусматривают. Вдобавок исторически так сложилось, что обеспечить всех художников надлежащим местом для творчества только собственными силами их профсоюз не мог и раньше. Сейчас, к примеру, в Минске они арендуют у города почти 150 помещений. Что будет с ними завтра?

Председатель Белорусского союза художников Рыгор Ситница заверяет, что без крыши над головой никто не останется:

— Электрощитовых или колясочных, приспособленных под творческие мастерские, у нас немного — например, в Советском районе Минска таких помещений всего четыре. Надеюсь, за те месяцы, которые остаются до окончания срока их аренды, проблема решится так или иначе. Переехать должны всего несколько художников. Время от времени освобождаются наши мастерские. Наверняка и у города найдутся другие свободные помещения.

— От сотрудничества с художниками мы не отказываемся, — подтверждает Наталия Широкая. — К примеру, одному из них уже подыскали альтернативу — бывшая диспетчерская «Беллифта» в цокольном этаже, в ближайшие дни заключим договор с союзом художников. Есть еще варианты в наших списках свободных помещений.


И все же тема мастерских остается одной из самых болезненных для многих художников. Двухмесячная задолженность оплаты за творческие метры может стать законным основанием для расторжения договора на аренду. В Союзе художников немало таких, кто не платит и полгода — нечем. Союз обрастает долгами и неприятностями, но пока никого не выселяет. Защищать своих намерен и впредь, продолжая ходить по судам и инстанциям.

История и опыт коллекционеров подтверждают: глубокое профессиональное искусство может претендовать на внимание (и кошелек) процентов пяти современников, не больше. Рыгор Ситница рассказывает, как еще при жизни Гавриила Ващенко в центре Минска целый год продавались его холсты по цене более чем демократичной, однако ни у кого так и не вызвали интереса. И резюмирует, демонстрируя картины на стенах своего кабинета:

— Вот пожалуйста, шедевр Виталия Цвирко, великолепнейший Иван Карасев — уверен, их ждала бы та же судьба.

Хотелось бы возразить, но прямо сейчас арт–галерея «Дом картин» иллюстрирует эти слова наглядно. Выставкой Сергея Трухана, победителя проекта «Я Моне Я Шишкин Я Малевич». Идея галереи показать творчество всех желающих без каких–либо ограничений была, безусловно, смелой. Обещание устроить персональный вернисаж фавориту публики волновало надеждой на открытие нового гения. На этой нестандартной выставке действительно было и неожиданное, и удивительное. Но зрители безжалостно проголосовали за нарядные копии с фотографий. Результаты их голосования «Дом картин» опубликовал открыто, мол, все было честно, без подтасовок. Возможно, оправдывался за такое досадное продолжение интеллектуальной коллекции «Эрарты», работ Пикассо, Миро, Кандинского, которые выставлял в своих залах накануне. Художник–любитель Сергей Трухан не скрывает, что звонки с предложением купить его заснеженные елки получал столько времени, сколько картина висела на стенах галереи. Впрочем, и без выставок дефицита желающих приобрести у него работы не наблюдалось — по части пространства и количества публики любой выставочный зал проиграет интернету.

Не галереи, а соцсети определяют нынче коллективный вкус. Но и эта мода пройдет, рассыплется брызгами, как и все массовое, входившее в моду за столетия до интернета. И взамен останется то, что создавалось не для продажи, а из неодолимой потребности сказать что–то свое, еще никем не сказанное, отразить облик времени пристальнее объектива. Как, например, картины «минского затворника» Израиля Басова, признанные шедеврами всего за год до смерти их автора. Или живопись Антона Бархаткова, теперь бесспорного классика белорусского искусства, пусть первые деньги и слава мастера пейзажа пришли к нему позже, чем к сыну Игорю. Краски, холст и место для работы — больше ничего им не было нужно. Таких и сейчас немало. И хорошо, когда у них есть возможность творить.

cultura@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter