Художник Виктор Альшевский - о Минске, молодых художниках и "квартирном вопросе"

Художник и город

Маэстро Виктор Альшевский притягивает взгляды не меньше, чем его работы. Седые волнистые волосы, небрежно отброшенные со лба, выразительный взгляд и, конечно, искусно закрученные кверху усы на манер гения сюрреализма Сальвадора Дали, яростно торчащие в разные стороны. Сомнений не остается: перед нами личность творческая. Это тот самый случай, когда первое впечатление об Альшевском как импозантном богемном обитателе оказывается в то же время самым верным. Он выразителен необычайно — и как человек, и как художник. Богатая декоративность, щедрая фантазия, благородство сюжетов, масштаб композиций — все это давно снискало ему славу и в родной стране, и за ее пределами. Альшевский всегда там, где яркие краски, переполняющие эмоции, новые впечатления. Недаром в свое время он год прожил в Норвегии как стипендиат норвежского министерства образования. «Но всякий раз, приезжая домой, чувствую, что мне лучше здесь. Говорю как есть, абсолютно без пафоса. Мы восхищаемся Петербургом и Москвой, Парижем и Лондоном, Римом и Барселоной... Но, возвращаясь из путешествий, не перестаю удивляться неповторимой красоте нашего Минска. Создавая коллекцию, посвященную родному городу — равному среди выдающихся столиц мира, хочу, чтобы каждый зритель искренне восхищался, любил и прославлял наш Минск», — так сказал художник на недавнем открытии арт–проекта «Мой Минск. Символы пространства и времени». Для того чтобы рассмотреть 27 сказочных работ во всех деталях, у минчан осталось чуть меньше трех недель. Выставка продлится до 11 октября.


Виктор Альшевский и его «Колонна славы»

Мы встретились с Виктором Владимировичем накануне презентации его очередного, энного по счету, проекта («Если честно, уже сбился со счету, сколько выставок, больших и малых, было в моей творческой биографии», — улыбается художник.) Он не относит себя к актуальным художественным течениям, но при этом всегда умудряется находиться в центре внимания и при случае не прочь подчеркнуть, что его работы известны по всему миру. Впрочем, Альшевский — проект сам по себе, сильный автономный автор, который совершенно инородно смотрится в сборной художественной солянке.

Говорить о себе мастер не любит («За художника все скажут его работы», — уверен Виктор Владимирович), а вот обсудить очередную выставку или презентацию — всегда пожалуйста. В художественной галерее Михаила Савицкого, где сейчас экспонируются работы Альшевского, он объясняет нам замысел арт–проекта «Мой Минск. Символы пространства и времени»:

— Минск диктует свой ритм жизни. Люди спешат по делам, торопятся на работу и часто «проходят мимо» города. Для многих кажется роскошью неспешно прогуляться по его улицам, всмотреться в детали и открыть для себя новую столицу: прочувствовать ее архитектуру, увидеть замыслы градостроителей и насладиться этой красотой.


«Цирк». 2010 – 2015 гг.


Он связывает архитектуру с пространством, людьми, образами, символами. На полотнах Альшевского — главные памятники архитектуры современного Минска: «ворота в город», стадион «Динамо», Главпочтамт, Академия наук, костел Святых Сымона и Алены. Особое внимание художник уделяет сооружениям выдающегося архитектора Иосифа Лангбарда. В картинах Альшевского его архитектурные шедевры, и без того выразительные, дополнены сюжетами их внутренней жизни. Каждая работа — это отдельная история.

— Моя задача — указать на архитектурные детали, через едва уловимые элементы зданий открыть красоту и уникальность этих построек. Есть в них какая–то глубина, понимание пропорций, которые связывают все элементы архитектурных деталей и рельефов в одно целое. Когда я приехал учиться в Минск в 1966 году, город восхитил меня своим масштабом и выразительностью. Школа–интернат по музыке и изобразительному искусству, в которой я учился, в то время располагалась в районе Немиги, и я мог часами ходить по старым улочкам города. До сих пор свежи воспоминания о камнях, которыми были мощены улицы, и их блеске на солнце после дождя.

Объекты на работах Альшевского — это не только часть историко–культурного наследия Минска, но и значимый архитектурный символ в пространстве мировой культуры. Например, стадион «Динамо» рождает ассоциации с римским Колизеем, Дворец культуры профсоюзов — с античным Парфеноном, здание ГУМа — с классической итальянской дворцовой архитектурой.


«Врата в город». 2010 – 2011 гг.

— Минск — это не Рим или Венеция, где искусство формировалось тысячелетиями. Эти города до сих пор живут в тесной связи со своим историческим прошлым. А перед нами открыты возможности создавать шедевры искусства здесь и сейчас. Нам нужно научиться так любить свою страну и свой город, чтобы не разрушать их, а дополнять чем–то новым. Если меня попросят нарисовать образ Минска, то это будет мужчина средних лет, обязательно в доспехах. Минск — это образ защитника, рыцаря, центра устойчивости.

Сейчас в это трудно поверить, но страна могла бы и не знать Альшевского–живописца. Окончив 8 классов художественной школы, Виктор по совету дяди–военного отнес документы в суворовское училище. Но так случилось, что за день до медкомиссии Альшевский отправился с друзьями купаться. Вода оказалась мутной, глаза воспалились, и комиссия признала парня негодным. Сегодня, спустя много лет, художник осмысливает свое предназначение:

— Получается, что, как бы мне ни хотелось, мой путь все равно лежал в искусство. Верю ли я в судьбу? Не знаю. Я верю во вселенский разум. Кто–то называет его Господом Богом, а кто–то — судьбой, предопределением.


«Минский Колизей». 2010 – 2011 гг.

Из галереи мы перемещаемся в мастерскую художника. Ее Альшевский получил сразу после окончания академии искусств, на тот момент ему едва исполнилось двадцать семь. Со временем пространство обросло предметами. Кроме картин и книг, самое впечатляющее здесь — три огромных дерева. Одно из них в 1996 году Альшевский забрал из осиротевшей мастерской своего друга Николая Селещука. Альшевский вспоминает:

— Таких, как Николай, больше нет и, наверное, уже не будет. Яркий, талантливый, нестандартный... Он был одной из самых неординарных персон в нашем художественном мире. Селещук дал направление для многих, кто до сих пор использует, просеивает и просматривает его наработки.

Пока мы пьем чай, речь сама собой заходит о «квартирном вопросе». О том, что плата за творческие мастерские в отопительный период стала практически неподъемной, мы уже писали («Художника обидеть может каждый», «СБ» № 47 от 12.03.2015 г.). Проблема назрела давно, но воз, разводит руками Альшевский, и ныне там:

— В свое время Союз художников был очень богатой организацией. По сути, он был монополистом на всю художественную продукцию, которая создавалась в нашей стране. Поэтому каждый, кто не ленился, мог заработать, и художники были людьми состоятельными. Но госзаказы их не устраивали, они хотели выйти из союза и получить так называемую творческую свободу. Сейчас вот получили. И что? Рынка нет, равно как и возможности продавать работы. Союз больше не может обеспечивать художников. Чтобы решить вопрос с коммунальными платежами, должна вестись работа всем художественным миром сообща. Тогда, возможно, будет результат.


«Минский Парфенон». 2010 – 2015 гг.

— Будучи преподавателем академии искусств, вы активно выступали за то, чтобы давать молодым художникам как можно больше свободы, предоставлять площадки для творчества. Есть сегодня куда пойти молодым? Где и у кого им просить помощи?

— Сегодня у молодых есть только один способ популяризировать свое искусство: взять картину, повязать на плечи и ходить так по улицам. Другой альтернативы, увы, нет. При Союзе художников есть секция молодых художников, но принимают туда не всех, с чем я категорически не согласен. Молодежь у нас любят отворачивать от искусства — то не так в работах, это не так. А молодых, наоборот, нужно поддержать. Это и есть та реальная помощь в художественном развитии. Для них нужно создать условия, среду. Почему бы не задействовать тот же Дворец искусства? Можно сделать проект, посвященный тому, как формировалось то или иное коммерческое направление. Опять же дать слово молодым художникам, организовать, скажем, выставку одной работы. То есть сделать концептуальный проект. И для этого нужно начинать действовать, шевелиться, популяризировать. Художник не может нанять себе продюсера и помощника по раскрутке. Наша главная задача сегодня — сделать так, чтобы наши работы были замечены, их знали, о них говорили. Если сам себе не поможешь, тебе, увы, не поможет никто.

leonovich@sb.by

Советская Белоруссия № 185 (24815). Суббота, 26 сентября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter