История одной фотографии художника Михаила Савицкого

Художник и его поле

Однажды на мансардах художественного училища мой педагог Альгерд Малишевский долго смотрел на эскиз картины. Потом, поднявшись с табуретки, задумчиво прошел по мастерской, остановился и издалека, от противоположной стены, отчетливо сказал: «Знаешь, у Савицкого есть хорошая картина... Там, где солдаты погибают среди хлебного поля. Посмотри, как он жито написал и черное небо... Это в его картине — главное!»

Малишевский являлся для меня большим авторитетом. Картину Савицкого «Поле», написанную в 1973 году, я изучил сантиметр за сантиметром, каждый мазок. Так, что при желании смог бы повторить.

Прошло несколько лет, и уже в институте, на втором курсе, преподаватель Николай Залозный, невысокий, но плотный мужчина, подняв правую руку, как дирижер, ощупывая воздух, сказал, глядя на свои пальцы: «Вот удивительное дело. Я видел тысячи картин великих художников. Там разные женщины изображены, а вот помню только лицо «Партизанской мадонны» с картины Савицкого. Оно совсем простое. Обыкновенное даже, а из памяти не выходит...» Рука педагога опустилась, он вздохнул и покинул мастерскую. Через пять минут вернулся с большой репродукцией знаменитой картины и прикрепил ее к планшету. Целый семестр мы смотрели на это полотно.

Михаил Савицкий был художником легендарным. Относились к нему очень по–разному. Одни превозносили, другие хулили. Тем, кто его творчество не принимал, Михаил Андреевич платил той же монетой.

Не было в белорусском изобразительном искусстве никого, чьи картины вызывали бы столь ожесточенные и яростные споры. На Савицкого писали доносы в ЦК, в центральные газеты, составляли альбомы, где анализировали его творчество и пытались уличить в плагиате...

Савицкий оставался спокойным. Голос не повышал, в дискуссии не вступал. Он каждое утро шел в свою мастерскую и работал. На очередной большой выставке появлялось новое полотно.

За свою долгую творческую жизнь Савицкий написал превеликое множество картин и портретов. Говорят, что некоторые из них сегодня утратили актуальность. Хотя можно ли так вообще говорить об искусстве?..

Давайте лучше вспомним ряд действительно выдающихся, запоминающихся и очень выразительных холстов. Вот они и входят во все хрестоматии, их знают зрители, даже забыв фамилию автора. Это «Партизанская мадонна», «Поле», «Витебские ворота», «Куст роз», «Хлеба», «Казнь», «Мадонна Биркенау», а также скандальный цикл «Цифры на сердце».

Время всех и все расставляет на свои места. Оно не имеет ни жалости, ни сострадания. И в этом оно право...

Евгений Коктыш хорошо знал Михаила Савицкого, много и в разные годы снимал его. Этот снимок мне кажется одним из лучших в его коллекции.

ladzimir@tut.by


Фото предоставлено Евгением Коктышем.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter