Хрупкая женщина на войне с криминалом

Давно задавалась вопросом: как они это снимают? На это по телевизору смотреть страшно.
Давно задавалась вопросом: как они это снимают? На это по телевизору смотреть страшно. А в реальной жизни, да к тому же ежедневно, видеть обгоревшие трупы и жуткие последствия автоаварий - работа еще та. Я имею в виду людей, которые делают всевозможные криминальные хроники, обязательные теперь практически на всех телеканалах. К своему удивлению, обнаружила, что среди журналистов, выезжающих на оперативные съемки, большой процент представительниц слабого пола. С крепкими нервами. О том, как это происходит, я попросила рассказать Ксению БАХАРЕВУ - ведущую программы "Зона X". В творческом багаже которой, к слову, создание таких исторических телепроектов, как "Рок-Айленд", "Музыкальный перекресток", "Белорусские музыкальные вести", "Все про все".

- Ксения, как на спокойном белорусском телеканале вдруг появилось так много "криминала"?

- Такие упреки в адрес БТ можно услышать часто. Однако если разобраться в ситуации, то станет понятно, что они не имеют особых оснований. Действительно, сейчас существует три программы, связанные с данной тематикой. Но у каждой свои направленность и задача. "Зона X" - чисто новостная программа. "Криминальное досье" исследует от начала до конца одно какое-то дело, "доводя" его до суда. "Из достоверных источников" полностью делается силами МВД.

- Тогда будем разбираться конкретно с вашей программой.

- Если с самого начала, то полтора года назад моя заявка программы криминальных новостей выиграла тендер. В то время "криминал" был свободной нишей. Собралась команда единомышленников. Думаю, мы соединили в программе то, что до нас никому не удавалось. Грубо говоря, мы делаем шоу из чрезвычайных ситуаций. Это ни в коем случае не значит, что мы смакуем чужое горе. Наоборот, мы очень стараемся щадить зрителя. Кстати, на фестивале криминальных программ нас неоднократно оценивали, как самую бескровную передачу в сравнении с аналогичными московскими. Просто мы используем современные визуальные средства телевидения, то есть "упаковку" программы делаем яркой. А что касается страшных кадров, то мы даем их крайне дозированно - буквально считанные секунды, чтобы только образ остался. Естественно, плохо, что нас смотрят дети. Это программа для взрослых. А основной наш зритель - сельский.

- Ксения, ответьте, пожалуйста, на простой вопрос: зачем по телевизору показывать кровавые кадры?

- Миссия нашей программы - уберечь. Показать, как поступать не следует и что бывает с теми, кто нарушает правила, общие для всех. Все-таки некоторые учатся на чужих сломанных жизнях. Если человек выпил, закурил лежа в постели, а наутро не проснулся и мы это покажем, то, может, кто-нибудь так с собой не поступит. Во-вторых, показать, каким образом работает система МВД: сколь много они делают и сколь много укрыто от глаз обывателя. Это, кстати, и для нас поначалу было большой неожиданностью. Ну, например, знакомишься с происшествием. Казалось бы, полный "глухарь". То есть ничего не известно, никаких зацепок. На следующий день дело раскрыто. Как? Что? Когда? И такое - не редкость. Информация к размышлению: за 2001 год на 17 процентов уменьшилась преступность. Без лишней скромности хотелось бы сказать, что какая-то, пусть небольшая, доля и наших усилий в этой цифре присутствует.

- А вам самим на съемки выезжать не страшно? Или и к этому можно привыкнуть?

- Конечно, в такой программе должны работать люди с устойчивой психикой и крепкими нервами. Но, как ни странно, у нас работает очень много женщин. Хотя они часто меняются, потому что уходят в декретные отпуска. Наверное, подсознательно они так избавляются от страшной темы. Честно признаюсь, информация накапливается. Поэтому психика время от времени требует какой-то разрядки. Существует и защитная реакция. Например, мы очень много смеемся.

- Вас лично может еще что-то потрясти? Я сегодня на записи вашей программы наблюдала, как вы практически без эмоций рассказывали о том, что в День святого Валентина произошло 9 убийств.

- Как всякого нормального человека такая информация меня не может не шокировать. И задача ведущего не вышибить слезу у зрителя, а уметь так сказать, чтобы информация дошла до подкорки. Нельзя позволять себе думать, что зритель глупее тебя. Ему не надо ничего разжевывать. Мы ведем себя в кадре строго и сдержанно, но глаза передают 80 процентов информации. Они должны рассказать о том, что у тебя внутри происходит. Вас же эта информация о девяти убийствах зацепила - значит, моя задача выполнена. Потому что и меня тоже задело. Такой день и столько убийств. Обычно бывает не больше двух-трех.

- Ксения, после полутора лет исследования этой темы можете сказать, какой из видов криминала сегодня в Беларуси на первом месте?

- К сожалению, бытовой, на почве беспробудного пьянства. Заказные убийства практически отсутствуют. И еще очень беспокоит возрастающая наркомания среди молодежи. Это становится национальной проблемой. Мы не научились лечить наркоманов. А где доза, там потребность в деньгах, следствие - преступления.

- И все-таки, есть хоть какие-нибудь приятные моменты в вашей работе?

- Своеобразная романтика состоит в том, чтобы быть первыми. Чтобы показать сюжет намного раньше других новостных программ. Чтобы войти в доверие к следователю и получить важную информацию. Наша работа - это ведь не только записать "синхрон" с представителем милиции на фоне места событий. Мы стараемся вникнуть во все. Но зритель не должен в десятиминутной программе видеть весь процесс. И когда все это удается получаешь творческое удовлетворение от работы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter