Многодетная семья из Барановичского района кочует по съемным квартирам

Хроника надежды

Накануне рождественских праздников в Жабинке открыли первый в районе детский дом семейного типа. В ближайшее время распахнет двери второй такой дом в Ганцевичском районе, потом — в Бресте, где их уже будет четыре. А всего в Брестской области уже 46 таких детских домов. Живут там почти три сотни сирот и детишек, оставшихся без попечения родителей. В минувшем году только Брестская и Минская области увеличили число детей, из интернатов переведенных в дома семейного типа.

Фото БЕЛТА

Сейчас позиция государства такова: как можно больше сирот должны переехать из старых казенных учреждений в новые. Где не суровые воспитатели, а папа и мама — пусть даже не биологические, но уюта и тепла с ними, безусловно, больше.

Приведу еще цифры, которые должны свидетельствовать о человечности нашего общества и заботе о детях. Сегодня в опекунских семьях в Брестской области воспитываются 1.255 детей, 591 ребенок — в приемных. В первом полугодии 2016–го усыновлены 43 сироты.

Кто–то находит, а кто–то теряет. Чего скрывать, сиротами при живых родителях нередко становятся дети из многодетных семей.

С одной стороны — большим семьям столько льгот. Социальных, пенсионных, жилищных, которые на пространстве СНГ считают беспрецедентными. С 1 января 2015 года в Беларуси установлены дополнительные меры финансовой государственной поддержки многодетных — семейный капитал, который назначается с рождением третьего и последующих детей.

А с другой стороны... На столе у меня — письмо. Мама четверых детей из Барановичского района просит помочь решить жилищный вопрос. «Обращались везде», — все семь строк письма лаконичны и безэмоциональны.

Сама заряжаюсь возмущением, мчусь в поселок, в котором страдает многодетная семья. На дверях указанного в письме дома — замок. Оказалось, незадолго до Рождества переселились молодые в хибару, в которой ни воды, ни газа. Захожу. Вещи по комнатам разбросаны, еще не успели обустроиться. А елка светится всеми огоньками как символ счастливой жизни...

Мама, которую назову Надеждой, сразу начинает плакать. Жалко, правда... Но слово за слово — и выясняется, что забрасывать претензиями работников райисполкома все же не стоит. В 2014 году Надежду с супругом и детьми включили в список нуждающихся в улучшении жилищных условий с получением льготного кредита. Дом строился в городском поселке недалеко от Барановичей. Но Надежда не явилась для заключения кредитного договора...

В 2015 году опять дают ей возможность обзавестись жильем — в агрогородке недалеко от райцентра. Но возникли проблемы с получением кредита. У Надежды, оказалось, есть долги в других банках, а это на языке банкиров — плохая кредитная история. Спасти ситуацию могли бы 12 поручителей, но таковых не нашлось.

Райисполком нашел для семьи неплохой вариант. Собраться бы им да переехать в агрогородок Перховичи, там есть дом и работа в хозяйстве. Но Надежда не хочет. Она просит досрочно выдать семейный капитал на улучшение жилищных условий. Младшему ребенку нет и года, потому ждать гарантированных денег надо более 17 лет, а Надежда надеется. Она пишет в СМИ, и представители райисполкома безропотно возят к героине моих возмущенных коллег...

Такое понятие, как ответственность, в обществе пока ценится. Семья без обязанностей — не семья. Но не хочется словом хлестать Надежду: детей жалко. Ведь больших нареканий на условия воспитания малышей у социальных служб нет. Пока. Надежда и пятого готова родить, потому что благодаря пособиям будут стабильные деньги на оплату жилья. Ведь зарплата мужа — копейки, достойную работу найти он пока не может...

В Барановичском райисполкоме развели руками: за предоставлением земельного участка на строительство дома в райисполком Надежда не обращалась, заявление на арендное жилье не писала, в очереди на получение социального жилья не состоит. Многодетная мама не воспользовалась ни одним из возможных вариантов улучшения своих жилищных условий! Не за рукав же ее тянуть. Какой–то замкнутый круг, из которого никак не вырисовывается тропинка к дому.

Мир меняется, становится стремительнее, технологичнее, а маленькие дети остаются прежними. Они, как и малыши пятьдесят, сто, двести лет назад, нуждаются в заботе и тепле. Прежде всего — родительских. Детские дома семейного типа сейчас строятся красивые. Это вам не трущоба без газа и воды. Но кому туда хочется, если с папой и мамой все равно лучше?

valentinak3@mail.ru

Советская Белоруссия № 7 (25142). Четверг, 12 января 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter