Гомельский мастер Николай Лобанов может отремонтировать любые часы

Хранитель времени

57-летний гомельчанин возвращает к жизни хронометры. Он коллекционер со стажем и единственный в стране специалист по ремонту дворцовых часов.


Брелок расскажет об увлечениях

Реставратор Николай Лобанов коллекционирует механических «хранителей времени» более полувека. У него есть механизм, который держал в руках один из сыновей императора Александра II — великий князь Владимир Александрович. Во время русско-турецкой войны 1877—1878 годов он награждал офицеров, отличившихся в соревнованиях по точной стрельбе. Один из таких экземпляров (правда, сломанный) попал к гомельскому реставратору, который вернул часам ход. Только карманных экземпляров у Лобанова около 200. У каждого своя история. Брелок на цепочке в виде головы лошади — хозяин играл на скачках. Три туза — любитель карт. Ценность модели зависит от мастера, года выпуска, используемых материалов для украшения, уникальности и бывшего хозяина, рассказывает Николай Лобанов:

— Коллекционеры собирают именно редкие часы. Фигура бывшего хозяина имеет огромное значение. Если «брегетом» владел Александр Пушкин — это будет баснословной стоимости механизм. А в советское время, например, были часы «Полет», выпущенные в ограниченном количестве в честь покорения космоса Юрием Гагариным. Говоря о современных марках, можно отметить швейцарскую компанию Patek Philippe. Там выпускают не более 3 тысяч часов в год. Самые дешевые 15 лет назад стоили 80 тысяч евро.


Бой слышен ночью

Отдельная гордость Николая Лобанова — 28 раритетных механизмов из коллекции гомельского дворца Румянцевых и Паскевичей. Он их содержит в полном порядке, заводит в соответствии с графиком. Реставратор показывает часовой механизм 1770 года работы четырех мастеров: 

— Часы с музыкой и репетиром (специальный бой, чтобы узнавать время ночью). Это один из старейших механизмов, которые мне довелось ремонтировать. 

Кстати, еще одна особенность Лобанова в его универсальности. Он не просто перебирает и отлаживает раритеты, а заново вытачивает вышедшие из строя детали. Поэтому ему под силу вдохнуть жизнь в конструкции любого времени и страны.


Добро по кругу

Николай Лобанов показывает часы на цепочке — карманные «котлы». Такие буржуи носили, о чем пелось в блатных песенках. Оказывается, часы необычные — железнодорожные. Представить ответственного работника транспортной магистрали без такой вещицы лет 100—150 назад невозможно, погружает в историю Лобанов: 

— Экспонат некогда был собственностью железной дороги Брест — Сарны — Львов. Это часы 1897 года. Выдавались они железнодорожникам — машинистам, кондукторам и даже стрелочникам, потому что железная дорога не терпит ошибки и задержки. Вот такие часы мне удалось отремонтировать, и они теперь украшают мой нагрудный карман.

Люблю носить их летом, а наручные — зимой. Кстати, с часами всегда надо обращаться очень осторожно. Если, например, вы физически работаете, обязательно снимайте их с руки. В морозный день пружину заводите процентов на 70. 

С аналогичными железнодорожными часами у мастера приключилась почти мистическая история. В 2017 году во дворце открывали выставку портретов рода Радзивиллов. Приехал известный коллекционер из Вены князь Матей Радзивилл. Он ходил по залам, рассказывал музейным работникам историю портретов и предков. Оказалось, что он собственные часы забыл в гостинице. Лобанов презентовал ему свои карманные на серебряной цепочке: 

— А потом к нам из Новозыбкова в Гомель приехал очень уважаемый пожилой коллекционер. Он подошел ко мне и поблагодарил за прошлогодний ремонт часов середины ХIХ века. И презентовал мне тоже карманные с крышкой в серебре. Вот так я, подарив одному коллекционеру из Австрии свои часы, получил из России другие. Круговорот добра в природе. 

Дедушкины «котлы» — признак хорошего вкуса

В век мобильных телефонов кажется, что наручные часы уходят в прошлое. Однако этот аксессуар все еще выполняет представительскую функцию. Как говорится, костюм без часов не носят. Так чему отдать предпочтение, чтобы не переплатить? Например, если остановить выбор на советских часовых фирмах? Могут ли дедушкины «котлы» быть предметом хорошего вкуса и стиля? Безусловно, с улыбкой отвечает Лобанов:

— Например, есть марка часов, выпущенных специально к годовщине Победы в Великой Отечественной войне в 1946 году. Механизм маркировался К-26 и был основан на калибре R-26 французской часовой фирмы Lip. Кстати, одного полного завода хватало на двое суток. До 1954 года эти часы производил только Первый Московский часовой завод. Затем технологию передали на другие часовые заводы СССР. В дальнейшем «Победа» стала основой для всех советских часов, менялись дизайн, название, форма, удешевлялся механизм. Слетала Валентина Терешкова в космос — готова «Чайка». Для полярников выпустили часы «Арктика». Кстати, был эксклюзивный заказ для покорителей Антарктиды под названием «Антарктика».



— А что у вас на руке?

— Швейцарские часы Dianond 1970-х годов. Надежные. Мне нравятся. Например, в последние 20 лет качество доступных по цене механических часов в мире заметно снизилось. Это касается и швейцарских производителей. Невыгодно выпускать долговечные механизмы — в эпоху потребления вещи должны приходить в негодность и вместо них покупаться новые. Часовой рынок не избежал этого влияния. Поэтому, если вы хотите надежные часы, им должно быть лет 40—50. Совет от профессионала: пользуйтесь часами отцов и дедов. 

ДОСЬЕ

Николай Лобанов — один из самых известных часовщиков Беларуси, мастер-самоучка. Его работа со стрелками и шестеренками началась еще в далеком 1964 году. В библиотеке школьник взял книгу по ремонту часов. Дома как раз лежали сломанные карманные часы, которые отец принес с фронта. В итоге без специальных инструментов школьник больше сломал, чем сделал. Но он решил не сдаваться, а научиться — и реанимировать отцовский трофей. 

В ТЕМУ

Самым старым карманным часам более 500 лет, их сделал замочный мастер из Нюрнберга Питер Хенлейн. Старейшие механические башенные созданы в 1380 году и до сих пор идут на башне Кафедрального собора в английском графстве Сомерсет. Меняются века, а часы остаются. При правильном уходе, профилактике, ремонте можно спокойно пользоваться часами прадеда или держать в серванте экспонат 300-летней давности.

galkovsky@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter