Репортаж из необычного домашнего музея, где встретились разные эпохи

Хранитель времени

МИМО этого дома в деревне Страковичи, что недалеко от Светлогорска, нельзя пройти равнодушно. Резные ставни на окнах, флюгер в виде петуха на фронтоне. А на стене у входа потемневшие от времени тележные колеса... Над крыльцом — старинный фонарь. И не менее древние подковы, оберегающие счастье хозяев дома — Анатолия Степченкова и его супруги Светланы. Во дворе вытянул длинную шею украшенный резьбой колодец–журавль, за ним импровизированное дерево, на ветвях которого кринки разных времен. Чуть поодаль соломорезка, вонзенный в землю плуг, некогда изъятый властями у выселенных на Соловки рачительных сельчан. Здесь же старинные жернова с приотставшими железными обручами.


Анатолий Степченков: Мне хочется, чтобы во всем чувствовалась преемственность

Вся стена бревенчатой бани увешана крестьянской утварью разных эпох: хомуты, серпы, ступы, маслобойки, составные части ткацкого станка, корытце, в котором не только месили тесто, но и впервые купали новорожденного. А вот рубель (плоский прямоугольный брусок дерева с ребристой нижней поверхностью и короткой ручкой) и каталка — старинный деревянный набор для разглаживания холщовой ткани, высушенной после стирки. По некоторым данным, он известен на Руси около 700 лет. Им пользовались наши бабушки и прабабушки до середины прошлого века. Рядом извечный печной инвентарь и разнообразные столярные и плотницкие инструменты: рубанки, пилы, фуганки, шерхебели, клещи, струги... На всем — отблеск давно ушедшего времени и воспоминаний о людях, которые буднично трудились буднично с помощью этих незамысловатых орудий, ставших диковинными экспонатами домашнего музея.

Среди раритетов встречаются поистине уникальные. В богатой коллекции топоров, например, есть даже топор палача XVIII века с отчетливой вмятиной на месте клейма, отведенным слегка в сторону лезвием и будто мстительно изогнутым топорищем...

Но главные экспонаты домашнего музея, оказалось, ютятся в давно тесной для них комнатушке. В ней мирно соседствуют самые разные предметы из далекого и близкого от нас времени: фрагменты оружия Первой и Второй мировых войн, форменная одежда военачальников, полевые сумки, планшеты с военными картами... На одной из них — немецкой — детальное обозначение населенных пунктов Светлогорского (тогда Паричского) района. Необычное знамя с гербами всех 15 республик бывшего СССР, коллекция полевых телефонов военного времени, аппарат, передающий сообщения с помощью азбуки Морзе, два патефона, один из которых Анатолий Владимирович даже завел, поставив такую же старинную пластинку, и вернув из прошлого голос знаменитой Лидии Руслановой.

О каждом экспонате, будь то старая пишущая машинка, часы, радиоприемник, рюкзак немецкого егеря, кавалерийское седло, символы Олимпийских игр 1980–го года и многом другом владелец домашнего музея рассказывает вдохновенно и с тонким знанием предмета. Все это, конечно, требует систематизации. Но пока Анатолий Владимирович еще только мечтает о новом, более просторном помещении, где можно было бы создать тематические экспозиции.

Особенность коллекции Степченкова и в том, что даже печатные экспонаты чаще всего представлены оригиналами. Вот листовка: «Открытое письмо командующему 48–й армией генерал–лейтенанту Романенко от солдат 9–й германской армии». В нем слова о невиданном кровопролитии при освобождении Жлобина. Говорится о гибели более 10 тысяч воинов, о бездумных приказах, бездарном руководстве. Листовка гарантирует при сдаче в плен жизнь не только ему, но и всем, кто на это согласится. Утверждает, что Сталин никогда не сможет одержать победу над германской армией. Это было в конце декабря 1943 года. Ответом генерала Прокофия Романенко и других военачальников Красной Армии гитлеровским пропагандистам стала легендарная операция «Багратион»...

А вот газета «Правда»: победный выпуск за 10 мая 1945 года и номер от 22 июня 1941 года с обращением Молотова к народу о начале Великой Отечественной войны. Коллекцию дополняют газеты «Пiянер Беларусi» 1938–го и красноармейская «На страже Родины» 1947 годов. Есть и другие, ставшие реликвиями, еще более давние издания, среди которых «Русский народный лечебный травник и цветник». Составлен аптекарями В. Горецким и Вильком под редакцией доктора Вл. Второва и изданный в 1882–1883 годах в Москве.

Многие годы Анатолия Владимировича связаны с работой в пожарной охране. Именно поэтому среди экспонатов оказался один из 200 изданных экземпляров «Истории Советской пожарной охраны». Об этом напоминают и его профессиональные награды от тогдашнего министра внутренних дел Н.А. Щелокова, среди которых и медаль «За безупречную службу в органах МВД». Все они тоже пополнили коллекцию.

— Многие мои экспонаты передают ощущение советского времени, — говорит Анатолий Владимирович. — Для меня это очень важно, поскольку я до сих пор чувствую себя офицером, давшим в ранней молодости присягу на верность Отечеству. И мне хочется, чтобы преемственность лучшего ощущалась всегда. Буквально на днях моя коллекция пополнилась Благодарственным письмом одному из участников советско–японской войны 1944–1945 годов и книгой воспоминаний маршала Жукова. Надеюсь, каждый посетитель этого музея увидит в нем то, что тронет его за душу и заставит о многом задуматься.

В ближайшее время домашний музей Анатолия Степченкова планируется вывести «в свет» — сделать передвижную выставку в районном историко–краеведческом музее.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter