Хотеть - не вредно. Вредно отвечать согласием?

После публикации статьи "Не хочу учиться.
После публикации статьи "Не хочу учиться. Просто - хочу!.." ("СБ", 23 марта) я ожидала, что родители завалят редакцию письмами. Мол, что вы заладили, ей-богу: детей надо сексуально просвещать, учить премудростям любви, пока они сами не просветились и не "умудрились" далеко не положительным опытом. Ожидала, и имела на то все основания, категоричных выводов: запрещать надо - и кино с откровенными сценами, и литературу сексуального характера, и вообще разговоры про "это". Тогда, дескать, не будет подростковых беременностей, детских абортов и венерических заболеваний у малолетних... В общем, ждала чего-то "совкового": нет шумихи вокруг секса - нет и самого секса. Однако... Честное слово, взрослые иногда умеют удивлять. И радовать.

В редакцию действительно пришло много писем-откликов, даже не столько на саму публикацию, сколько на затронутую в ней проблему полового воспитания детей и подростков. На вопрос, кому принадлежит право первым начать откровенный разговор с ребенком, авторы писем (мамы и папы, бабушки и дедушки) практически единодушно заявили - семье. При всем при этом в ладоши хлопать еще рано. Есть один фактор, который не учли, обсуждая проблему, ни медики, ни учителя, ни родители, - отношение самих подростков к тому, что именно мамы и папы снимут со щекотливой темы табу, ими же раньше и наложенное. "Даже если родитель имеет соответствующее образование и, естественно, стремление завести со своим ребенком разговор на "трудную" тему, - это вовсе не означает, что беседа состоится. Не все так просто, - считает заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних, мама Людмила Долгова из Полоцка. - Моя дочка при всем нашем взаимопонимании категорически отказалась меня выслушивать, мотивируя это тем, что имеет некую нравственную преграду (я думаю, связанную с идеализацией своих родителей, если можно именно так назвать дочерние чувства). Она не отказывалась от разговора как такового, но предпочла, чтобы в роли "учителя" выступил чужой человек, то есть не родственник".

Понять реакцию девочки несложно, достаточно поставить себя на ее место. Для подавляющего большинства людей родители - это святое. И стань они, что называется, живым манекеном по анатомии и физиологии человека, ореол святости и чистоты вмиг испарится. Выходит, что сексуальным просвещением детей должны заниматься все же учителя и врачи? "Я всегда придерживался того мнения, что учить подростков, так скажем, любви, должны специалисты. Например, учителя, - пишет 33-летний отец двоих детей Вячеслав Дробыш из Гомеля. - Но 24 марта прочитал на сайте "Известия.ru" свежие новости: мол, в Великобритании после введения в школах предмета "Половое воспитание" число беременных учениц увеличилось почти до 35 процентов. Естественно, тамошние педагоги хотели как лучше: воспитать у старшеклассников чувство ответственности к браку, помочь им избежать серьезных ошибок по незнанию в добрачных отношениях. Акцент делали на пропаганде использования презервативов. А в итоге получилось, что подростки стали смелее "экспериментировать", не особо опасаясь последствий. Мне за своих детей беспокоиться рано: они еще слишком маленькие. Но, честно говоря, уже теперь я задумался, смогу ли всецело доверять школе в этом вопросе?" А всецело доверять или, скорее, вверять кому-то воспитание своих чад и не стоит - такого мнения придерживается добрый десяток наших читателей. Грамотного во всех отношениях человека воспитать удастся только тогда, когда этим сообща и в едином направлении будут заниматься семья, школа, медицина, средства массовой информации. В противном случае под сомнение ставятся любые варианты сексуального просвещения. Как написала та же Людмила Долгова, "из-за отсутствия у наших детей мировоззрения, основанного на воспитанной нравственности, любая форма информирования подростков об "искусстве любить" (те же центры, создание которых предусматривает проект министерств здравоохранения и образования, общественной организации "Надежда-экспресс" и фонда ООН в области народонаселения) будет расцениваться ими как вседозволенность в интимной сфере..."

У нашего читателя из Слонима, педагога, психолога, доктора народной медицины и родителя с 42-летним "стажем" Георгия Лысенко, свой особый подход к видению проблемы чрезвычайной сексуальной активности среди подростков. "Все дело в том, что современные дети попросту не умеют... дружить, - считает Георгий Дмитриевич. - Познакомившись, они почти сразу становятся... любовниками, таким образом выражая свои симпатии. В постель, простите, подростки ложатся, как правило, абсолютно не зная друг друга. В чем, на мой взгляд, бесценна помощь родителей? Быть ближе к собственным детям, только тогда они смогут узнать об их первом увлечении, первой любви, поклоннике. А узнав, смогут пригласить друга или подружку своего ребенка на семейный ужин, пикник... Уверен, если отношения между детьми до этих пор сводились к "просто - хочу!", то после знакомства с родителями ситуация изменится коренным образом. "Введение" предмета обожания своего дитяти в семью - признак доверия высшей степени. И не каждый, даже самый распущенный подросток отважится это доверие потерять".

Спасибо читателям, высказавшим свое мнение, поделившимся взглядами на проблему сексуального воспитания детей и подростков. Тем не менее тема не закрыта. Хотелось бы ко всему прочему услышать, а что думают по этому поводу специалисты - учителя, медики, на которых отчасти возлагается нагрузка учить детей любви в широком понимании этого слова, предостерегать от ошибок и нежелательных последствий? Вполне уместным и даже необходимым в этом разговоре был бы "глас" подростков: им ведь все-таки виднее, от кого, как и когда они хотели бы узнать, откуда берутся дети...

Грамотного во всех отношениях человека воспитать удастся только тогда, когда этим сообща и в едином направлении будут заниматься семья, школа, медицина, средства массовой информации.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter