Хоть строй, хоть падай

В Гомеле — громкие разбирательства. С аукциона за долги продана большая часть ОАО «КТЭИ «Машиностроитель»...

В Гомеле — громкие разбирательства. С аукциона за долги продана большая часть ОАО «КТЭИ «Машиностроитель». И только после сделки обнаружилось: продали задешево и больше, чем хотели. Тревожные письма с предприятия летят сейчас в различные инстанции.


На интернет–сайтах история «Машиностроителя», предприятия с государственной долей собственности, описана подробно. В 70–х годах в Гомеле открыли филиал Ростовского НИИ технологии машиностроения, а в мае 1981–го его преобразовали в Гомельский конструкторско–технологический и экспериментальный институт по техническому перевооружению и подготовке производства (КТЭИ). Для быстроты внедрения разработок создали опытно–экспериментальное производство. Оригинальные машины и механизмы по индивидуальным заказам — сильная сторона «Машиностроителя», благодаря которой он пережил на плаву беспокойные 90–е.


Внешне ничто не предвещало упадка и в новом веке. Под сотню работающих, изготовление нестандартного оборудования, сотрудничество с предприятиями Беларуси, России, Украины. Точечных заказов со стороны в целом хватало, чтобы жить без серийного производства. Случались «тучные» годы. Случались провалы. Не обошлось и без скандалов. В 2007 году, например, начальник опытно–экспериментального производства был уличен чекистами в выпуске теневой продукции. Его приговорили к 5 годам лишения свободы.


В хозяйственном суде Гомельской области с «Машиностроителем» вплотную познакомились в 2004 году:


— К нам стали поступать заявления о взыскании задолженности с предприятия, — рассказывает подробности старший судебный исполнитель суда Елена Марочкина. — Однако до 2009–го долги, а всего на исполнении было около 70 таких производств, удавалось гасить без продажи недвижимости. Делалось это за счет арендной платы, которую «Машиностроитель» получал от сдачи пустующих площадей.


С наследством заводу повезло: трехэтажное старинное здание в центре города и база из административного и двух производственных корпусов на окраине. В последние годы «центральную» трехэтажку практически полностью отдали арендаторам, взамен получив около 500 миллионов рублей годового дохода. Относительно этих денег мнения экспертов разделяются. Одни убеждены: конструкторское предприятие без финансовой подпитки жить не может. Другие считают, что именно арендный «приток» создавал иллюзию благополучия и не побуждал задумываться о переменах. Когда ситуация осложнялась, брали кредиты, закладывая недвижимость. Аренда спасала.


Какие планы на будущее вынашивало предприятие? Нынешняя администрация от комментариев воздерживается. Можно понять. За бывших руководителей отвечать трудно. Выяснить что–то у собственников тоже проблематично. До 2008–го завод входил в систему Министерства промышленности. После его передали в областную коммунальную собственность под начало комитета по сельскому хозяйству и продовольствию. Когда и где упустили, был ли шанс спасти — в истории проблемных предприятий это обычно размытая страница.


— Когда «Машиностроитель» перешел к нам, у него уже были большие долги, — ради полноты картины уточняет Валентин Бабок, председатель комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Гомельского облисполкома. — Его будущее связывали с реорганизацией путем присоединения к более крупному предприятию.


Громкий треск по швам начался в 2009 году — после того как облисполком принял решение о безвозмездной передаче в коммунальную собственность здания в центре города, принадлежащего «Машиностроителю», в пользу колледжа искусств имени Соколовского, маявшегося в тесноте. Однозначно трактовать этот шаг сложно. Вопрос возник бы рано или поздно. По запущенности здания, например: собственник, живя за счет аренды, в его ремонт практически ничего не вкладывал. Протекающая кровля, облупившиеся стены... Но что в итоге получилось? Завод, лишившись финансовой подпитки, окончательно рухнул под грузом долгов. Судя по всему, компенсировать потерю должно было присоединение его к Гомельскому мотороремонтному заводу. Следуя поручениям облисполкома, это планировалось сделать в первом квартале 2009 года. Но на дворе уже февраль 2010–го...


— Реорганизация идет, — заверил Валентин Бабок. — Этим занимается рабочая группа.


Пока процесс «в стадии», предприятие прекратило платить по долгам. Первыми забили тревогу банки, прошлой весной обратившиеся в хозяйственный суд. Суд держал паузу сколько мог, около полугода призывая завод и его собственника принять законные меры во спасение. Но нет. Торги состоялись в ноябре 2009–го. И тут вдруг стало видно: а продали–то практически все!


— Предприятие обратилось к нам с письмом о проверке законности договора залога сделки и пересмотре результатов торгов, — уточняют суть обращения в прокуратуре Советского района Гомеля, начавшей проверку.


Речь идет о том, что предприятие в качестве залога передало банку «экспериментально–производственный инженерно–бытовой корпус» остаточной стоимостью около 866 миллионов рублей. Но на деле бывшее руководство ошиблось или другая причина виной... Только в договоре была указана стоимость административного здания, являющегося лишь составной частью упомянутого корпуса, который включает в себя 24 объекта недвижимости, в том числе производственный цех № 1. Остаточная же стоимость заложенного по ипотеке сооружения реально составляет более 2 миллиардов рублей! А с торгов оно ушло за 1,3 миллиарда, не погасив всех долгов предприятия (висит еще под 400 миллионов рублей)! Как могла произойти такая ошибка и почему ее не заметили до аукциона ни руководство завода, ни наблюдательный совет — непростые вопросы, на которые должны последовать ответы.


Тем временем на «Машиностроителе», в распоряжении которого, по сути, остался только производственный корпус № 2, работа... кипит. И в проданных зданиях тоже: до окончания разбирательства руководство отказалось подписывать акт передачи объектов новому собственнику. Нашли заказы, выполняют, чтобы гасить зарплату полусотне работников. Более того, сконструировали оригинальный способ производства пеллет из опилок, а теперь ищут партнеров, которые оплатят изготовление опытной установки.


Эксперты полагают: случись вовремя в биографии предприятия процедура банкротства с выходом на санацию, все закончилось бы для него менее плачевно. А сейчас не факт, что и присоединение к мотороремонтному заводу хоть одной из сторон даст желаемый результат...


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter